Купить PDF-версию
X
09:21 23.05.2018

Дорога длиною в 140 лет

Махач Дахадаев, Уллубий Буйнакский, Джалалутдин Коркмасов, Гамид Далгат, Алибек Тахо-Годи, Саид Габиев, Даниял Апашев, Муэддин Чаринов, Шихабутдин Микаилов, Магомед Хуршилов. Кто они, эти люди, имена которых знает каждый дагестанец? Выдающиеся деятели своей эпохи, каждый из которых личность.

Их именами названы города, улицы, музеи. О каждом написаны не один десяток статей. А что их объединяет? Альма-матер – Темир-Хан-Шуринское реальное училище, в котором они получили свои первые базовые знания.

Сегодня правопреемник училища – Буйнакский педагогический колледж имени Расула Гамзатова (еще одного знаменитого выпускника) отмечает 140-й юбилей.

Темир-Хан-Шуринское реальное училище внесло большой вклад в образование и науку Дагестана, здесь были воспитаны известные общественные и политические деятели, ученые, инженеры и промышленники, военные, писатели и учителя.

Официальная дата его открытия – 8 сентября 1880 года, но свои истоки учебное заведение берёт ещё в 1878 году. Реальное училище было преобразовано из прогимназии, которая находилась в Темир-Хан-Шуре. К моменту открытия в нем был один приготовительный и пять основных классов. В 1882 году состоялся первый выпуск окончивших шестой класс, всего было выпущено 12 человек. В течение первого десятилетия их количество увеличилось до 146. Среди учащихся преобладали дети беков, офицеров, чиновников, состоятельных граждан. На первом этапе развития училища материально-учебная база не удовлетворяла потребностей обучения, классных помещений было мало, но уже в 1884 г. владельцем дома, в котором оно размещалось, были пристроены помещения, что позволило немного расширить учебную площадь здания.

При училище функционировали фундаментальная и ученическая библиотеки, которые насчитывали 7220 книг. Были также физический и естественно-исторический кабинеты, геофизическая и химическая лаборатории, метеорологическая станция. Для практических занятий по труду имелась токарная мастерская, функционировал также духовой оркестр.

Большую роль в обучении и воспитании учащихся играл преподавательский состав училища. Он насчитывал 39 педагогов,17 из них имели высшее образование. А преподавали здесь очень известные люди, в частности, А.В. Барсов, автор ряда работ по русской грамматике, которыми пользовались учащиеся первого класса училища наряду с учебниками К.Д. Ушинского. С 1881 года историю и географию преподавал выпускник Новороссийского университета Е.И. Козубский, автор многочисленных работ по истории, этнографии, краеведению Дагестана, книг «История Дагестана», «История Дербента» и др. Химик и биолог Августин Петрович Скрабе, приехавший в Дагестан из Латвии в 1902 г., работал в селении Ишкарты учителем начальных классов. Затем был преподавателем реального училища, директором высшего начального училища.

После революции на базе училища был открыт первый Дагпедтехникум, а в последующем еще два педучилища – Второе аварское и Женское. Золотыми буквами вписаны в историю училищ имена таких мастеров и преподавателей, как Е. Балковая, М. Дугричилов, М. Костюк, С. Махмудова, И. Муртузалиева, Э. Темирханов, В. Семова, К. Ильяшевич, А. Бокарева, А. Подгорная, Р. Якобсон. Вся их жизнь является примером беззаветного служения делу.

Сегодня здесь работают люди, которые блестяще знают историю Дагестана, любят свой край, свой народ, гордятся его языком, культурой и историей. Это заслуженный учитель России и Дагестана, народный учитель РД, директор колледжа Бартихан Омаров, заслуженный учитель республики, Почетный работник СПО России, лауреат премии Президента России, директор Буйнакского краеведческого музея Микаил Дугричилов.

140 лет – это связующее звено прошлого и настоящего, которое знаменует собой попытку возрождения богатых духовных и культурных ценностей. А их в Буйнакском педагогическом колледже свято берегут и стараются приумножить.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

22
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

12
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

17
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

41
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

72
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

115
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

109
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...