X
09:57 23.10.2018

Достояние республики

Гамзат Джамалудинов
Выпуск - 2018 №№ 278
76

ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования» является крупнейшим в Северо-Кавказском федеральном округе государственным учреждением дополнительного профессионального образования. Ежегодно здесь повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку более 10 тысяч педагогов республики.

Современная материально-техническая база и интеллектуальный потенциал педагогических кадров института позволяют выполнять различные образовательные задачи: организовывать повышение квалификации и переподготовку педагогов, работников образовательных организаций и т.д.

Дагестанский институт развития образования является базой для проведения региональных этапов всероссийских конкурсов, образовательных акций, таких как «Учитель года», Этнографический диктант, «Живая классика», Всероссийский конкурс сочинений и др.

В 2018 году институт отмечает 90-летний юбилей.

31 мая 1928 года в постановлении СНК ДАССР «О повышении квалификации учительства» было принято решение об организации Центрального дома работников просвещения Дагестана. Его первым директором был Абдулкадыр Алкадарский. В 1930 году он был переименован в Институт повышения квалификации педагогических кадров, а 1938 году реорганизован в Институт усовершенствования учителей (ИУУ). В последующие годы учреждение претерпело еще ряд реорганизаций, последняя из которых прошла в 2015 году, когда постановлением Правительства РД Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров был переименован в ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования».

Вся деятельность ДИРО направлена на создание условий, необходимых для повышения качества образования.

На сегодняшний день в институте действуют 8 кафедр – «менеджмента и экономики образования», «естественнонаучного образования», «филологического образования», «общей и специальной педагогики и психологии образования», «дошкольного образования», «начального образования», «социогуманитарного образования», «развития профессионального и дополнительного образования»; Центр качества образования; 7 отделов: отдел по управлению проектами и развитию педагогического мастерства, научно-методический отдел, редакционно-издательский отдел, административно-хозяйственный отдел, учебно-организационный отдел, кадрово-юридический отдел, отдел it-сопровождения и дистанционных технологий.

Здесь трудятся 183 сотрудника. В профессорско-преподавательский состав входят 10 профессоров, 18 доцентов, 7 докторов наук, 28 кандидатов наук.

По инициативе ДИРО создан Клуб учителей – победителей и призеров конкурса «Учитель года Дагестана». Участники клуба привлекаются к различным мероприятиям по изучению и распространению передового педагогического опыта, в качестве членов жюри различных конкурсов, проведению мастер-классов и онлайн-уроков. В августе создана Ассоциация учителей родного языка, функционирует Ассоциация интерактивного образования.

В ДИРО повышают квалификацию педагоги дошкольного образования, учителя общеобразовательных дисциплин, педагоги допобразования, преподаватели учреждений среднего профессионального образования, школьные психологи, социальные педагоги, логопеды и т.д.

Обучение ведется по модульным программам, ориентированным на конкретные категории слушателей. Это позволяет в полной мере использовать инновационные технологии электронного и дистанционного обучения.

Для успешной реализации программ переподготовки педагогов институт приглашает коллег из ИРО Краснодарского края и Татарстана, ведущих специалистов, авторов учебников, методических пособий, методистов издательств «Просвещение», «Русское слово», «Российский учебник», «Легион».

В настоящее время особую актуальность приобретает решение проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде. В рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Дагестане проведены проблемные курсы для более чем 600 педагогов – организаторов воспитательной работы с учащимися.

Анализ результатов ГИА за 2017 год позволил выявить территории, понизившие сопоставительные результаты итоговой аттестации учащихся. В соответствии с «дорожной картой» по повышению качества образования в школы, которые попали в «красную зону», в зону с наиболее низким результатом обучения, организуется методический десант из числа преподавателей ДИРО, творчески работающих учителей. Такая помощь оказывается и школам, расположенным в высокогорных районах республики.

С учетом специфики функционирования в Дагестане определенного количества малокомплектных школ в институте разработана программа оказания своевременной помощи, поддержки учителей начальных классов. Проводятся специальные курсы для учителей малокомплектных школ.

На базе педагогических колледжей в Дербенте, Кизляре и Буйнакске созданы территориальные образовательные центры, где проводится определенная часть запланированных институтом мероприятий, в частности выездные курсы повышения квалификации учителей.

ДИРО стремится решать на качественном уровне различные задачи. Предпринимаются усилия по внедрению в практику работы образовательных организаций республики инновационных образовательных технологий. Для этого институт разработал перспективную модель сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе вузов республики, колледжей, муниципальных информационно-методических центров, внешних партнеров. Составной частью модели являются конкретные стажировочные площадки и общеобразовательные школы.

Проводится реализация ряда актуальных образовательных проектов. Своевременное решение поставленных Министерством образования и науки РД задач позволит институту быть важнейшим центром методического сопровождения, мобильной научно-методической и материально-технической базой, обеспечивающей качественный уровень профессионального мастерства педагогических работников республики.

Автор: профессор, доктор социологических наук, в прошлом проректор Дагпед­университета, заслуженный работник образования РД, член-корреспондент Международной педагогической академии, член Российской академии социальных наук, ныне руководитель ДИРО.

Статьи из «Образование»

Что ждёт мир, Амир?

232
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

24
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

27
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

14
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

24
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

9
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

43
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

27
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

80
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

116
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

17
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...