X
09:57 23.10.2018

Достояние республики

Гамзат Джамалудинов
Выпуск - 2018 №№ 278
76

ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования» является крупнейшим в Северо-Кавказском федеральном округе государственным учреждением дополнительного профессионального образования. Ежегодно здесь повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку более 10 тысяч педагогов республики.

Современная материально-техническая база и интеллектуальный потенциал педагогических кадров института позволяют выполнять различные образовательные задачи: организовывать повышение квалификации и переподготовку педагогов, работников образовательных организаций и т.д.

Дагестанский институт развития образования является базой для проведения региональных этапов всероссийских конкурсов, образовательных акций, таких как «Учитель года», Этнографический диктант, «Живая классика», Всероссийский конкурс сочинений и др.

В 2018 году институт отмечает 90-летний юбилей.

31 мая 1928 года в постановлении СНК ДАССР «О повышении квалификации учительства» было принято решение об организации Центрального дома работников просвещения Дагестана. Его первым директором был Абдулкадыр Алкадарский. В 1930 году он был переименован в Институт повышения квалификации педагогических кадров, а 1938 году реорганизован в Институт усовершенствования учителей (ИУУ). В последующие годы учреждение претерпело еще ряд реорганизаций, последняя из которых прошла в 2015 году, когда постановлением Правительства РД Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров был переименован в ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования».

Вся деятельность ДИРО направлена на создание условий, необходимых для повышения качества образования.

На сегодняшний день в институте действуют 8 кафедр – «менеджмента и экономики образования», «естественнонаучного образования», «филологического образования», «общей и специальной педагогики и психологии образования», «дошкольного образования», «начального образования», «социогуманитарного образования», «развития профессионального и дополнительного образования»; Центр качества образования; 7 отделов: отдел по управлению проектами и развитию педагогического мастерства, научно-методический отдел, редакционно-издательский отдел, административно-хозяйственный отдел, учебно-организационный отдел, кадрово-юридический отдел, отдел it-сопровождения и дистанционных технологий.

Здесь трудятся 183 сотрудника. В профессорско-преподавательский состав входят 10 профессоров, 18 доцентов, 7 докторов наук, 28 кандидатов наук.

По инициативе ДИРО создан Клуб учителей – победителей и призеров конкурса «Учитель года Дагестана». Участники клуба привлекаются к различным мероприятиям по изучению и распространению передового педагогического опыта, в качестве членов жюри различных конкурсов, проведению мастер-классов и онлайн-уроков. В августе создана Ассоциация учителей родного языка, функционирует Ассоциация интерактивного образования.

В ДИРО повышают квалификацию педагоги дошкольного образования, учителя общеобразовательных дисциплин, педагоги допобразования, преподаватели учреждений среднего профессионального образования, школьные психологи, социальные педагоги, логопеды и т.д.

Обучение ведется по модульным программам, ориентированным на конкретные категории слушателей. Это позволяет в полной мере использовать инновационные технологии электронного и дистанционного обучения.

Для успешной реализации программ переподготовки педагогов институт приглашает коллег из ИРО Краснодарского края и Татарстана, ведущих специалистов, авторов учебников, методических пособий, методистов издательств «Просвещение», «Русское слово», «Российский учебник», «Легион».

В настоящее время особую актуальность приобретает решение проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде. В рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Дагестане проведены проблемные курсы для более чем 600 педагогов – организаторов воспитательной работы с учащимися.

Анализ результатов ГИА за 2017 год позволил выявить территории, понизившие сопоставительные результаты итоговой аттестации учащихся. В соответствии с «дорожной картой» по повышению качества образования в школы, которые попали в «красную зону», в зону с наиболее низким результатом обучения, организуется методический десант из числа преподавателей ДИРО, творчески работающих учителей. Такая помощь оказывается и школам, расположенным в высокогорных районах республики.

С учетом специфики функционирования в Дагестане определенного количества малокомплектных школ в институте разработана программа оказания своевременной помощи, поддержки учителей начальных классов. Проводятся специальные курсы для учителей малокомплектных школ.

На базе педагогических колледжей в Дербенте, Кизляре и Буйнакске созданы территориальные образовательные центры, где проводится определенная часть запланированных институтом мероприятий, в частности выездные курсы повышения квалификации учителей.

ДИРО стремится решать на качественном уровне различные задачи. Предпринимаются усилия по внедрению в практику работы образовательных организаций республики инновационных образовательных технологий. Для этого институт разработал перспективную модель сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе вузов республики, колледжей, муниципальных информационно-методических центров, внешних партнеров. Составной частью модели являются конкретные стажировочные площадки и общеобразовательные школы.

Проводится реализация ряда актуальных образовательных проектов. Своевременное решение поставленных Министерством образования и науки РД задач позволит институту быть важнейшим центром методического сопровождения, мобильной научно-методической и материально-технической базой, обеспечивающей качественный уровень профессионального мастерства педагогических работников республики.

Автор: профессор, доктор социологических наук, в прошлом проректор Дагпед­университета, заслуженный работник образования РД, член-корреспондент Международной педагогической академии, член Российской академии социальных наук, ныне руководитель ДИРО.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

113
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...