X
09:02 22.10.2024

Дух нации

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2024 № 156
9

Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии культурно-исторического наследия. В результате закрепилась тенденция отхода молодого поколения дагестанцев от культуры и языка своего народа. Утрата нравственно-эстетических и духовных ценностей привела к нивелированию культурной самобытности дагестанских народов, духовному обнищанию молодежи, неустойчивости и потере ценностных ориентиров.

Перед общим образованием встала задача непосредственно способствовать сохранению культурного наследия, духа нации, родного языка, их возрождению и развитию в сложнейших социально-экономических условиях. Жизнь потребовала от общеобразовательных организаций выполнить свое естественное предназначение – передавать подрастающему поколению богатства культуры, традиции и духовно-нравственные ценности, самобытный опыт жизни и деятельности нации.

Для решения данной архиважной проблемы Министерство образования и науки Республики Дагестан еще в 1992 году приняло кардинальные меры по совершенствованию и обновлению содержания образования с учетом этнокультурных ценностей. Была разработана Концепция дагестанской общеобразовательной школы, где главенствовали идеи обеспечения права обучения детей на родном языке, освоения подрастающим поколением национальной культуры, духовности родного народа, обогащения его культурой народов совместного проживания, приобщения к ценностям мировой культуры. Были найдены эффективные механизмы реализации данных идей в учебно-воспитательном процессе. С 1991/92 учебного года в общеобразовательных школах республики стали изучать предметы культурологического цикла: «Культура и традиции народов Дагестана», «Русская национальная культура» и «Мировая культура».

Предметы основывались на важнейшем принципе педагогики «от близкого к далекому, от родного порога – в мир общечеловеческих культурологических ценностей». Это единственные предметы, которые впервые в учебно-воспитательном процессе последовательно формируют у школьников глубокое и целостное представление о культуре этноса, нации, народов Дагестана, Оте­чества и мира.

Требование установления связей с культурой и традициями близких и далеких народов и всего мирового сообщества и через это усвоение общечеловеческих духовных ценностей в 10–11 классах обретает большую значимость, ибо юношам и девушкам, входящим в самостоятельную жизнь, в скором времени непременно придется жить, учиться, трудиться в многонациональных коллективах.

Знание культуры, традиций других народов и уважительное отношение к ним – это один из важных показателей воспитанности человека. Взаимное уважение культур представителями различных народов является этической нормой в межличностных отношениях в цивилизованном обществе.

Как же прививают народную культуру дагестанским школьникам сегодня? Судя по проведенному в этом году мониторингу, из 1136 сельских школ республики «Культуру и традиции народов Дагестана» изучают лишь в 657 школах, из них только в 170 как предмет, в 493 – интегрированно, в 55 – во внеурочной деятельности. Что касается охваченных мониторингом 1308 городских и поселковых школ, то предмет «КТНД» изучается только в 717 школах, как отдельный предмет – в 184, интегрированно с курсом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – в 555 школах, в рамках внеурочной деятельности – в 65 школах.

Таким образом, из 2444 школ, охваченных мониторингом, как обязательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» изучается лишь в 254-х. Директора школ в последние годы, пользуясь правом составления учебных планов, по своему усмотрению решают, изучать детям предмет «КТНД» или нет. При этом в ряде школ руководители заявляют об отсутствии учебников.

В народе говорят: «В одном ауле семь старшин не бывает». Чтобы предмет изучался во всех, предусмотренных еще с 1991–1992 учебного года классах, нужен, на наш взгляд, единый для всей республики, утвержденный коллегией Минобра РД базовый учебный план, где будет указано обязательное количество часов не только на КТНД, но и на все предметы этнокультурного цикла.

К слову, в Министерстве образования и науки РД постарались решить проблему. В Москве 56-тысячным тиражом издано красочно оформленное учебное пособие «Культура и традиции народов Дагестана» для 5 класса и 46 тысяч экземпляров книг по учебному пособию в двух частях для 8 класса. В августе их разослали по всем районам и городам республики. Но вместо того чтобы оперативно начать уроки по данному предмету, в большинстве школ учебные пособия складируют в библиотеках.

Другая не менее важная проблема – отсутствие в республике функционально и профессионально подготовленных учителей-культуроведов. За период нашей более чем 30-летней работы над этнокультурным содержанием программно-инструктивных документов и учебников Министерство образования и науки РД дважды обращалось в ДГУ и ДГПУ с заявкой о необходимости начать подготовку профильных педагогов. К сожалению, результата не последовало. А между тем, подчеркнем, что профессионально высококвалифицированные педагогические кадры решают проблемы образования, здравоохранения, экономики, народного хозяйства, экологии и культуры, само собой.

О какой профессиональной подготовке кадров можно вести разговор, если в учебных планах педагогических вузов страны в последние десятилетия не представлены такие архиважные дисциплины, как «этика», «эстетика», «логика» и даже «культурология»?!

Возвращаясь к решающей роли учителя по привитию школьникам бережного, ценностного и жизнедеятельного отношения к родной культуре, отмечу, что уроки «КТНД» требуют от учителя творческого подхода к работе и исполнительских умений. Здесь больше подходят нетрадиционные уроки, активные формы работы, использование опыта, наблюдений самих школьников, практические занятия, игры и т. д. Требуется продуманная система. Необходимо учитывать и то, что отдельные элементы национальной культуры активно используются и на уроках литературы, ИЗО, истории, музыки, технологии, физкультуры и прочих. Учителю нужно широко привлекать местный материал, подходить к учебной программе творчески.

Методы работы по предмету КТНД можно разделить на три группы. В первую очередь, преподнесение информации: беседы, рассказы, лекции, использование наглядных пособий (орудий труда, бытовых изделий, утвари, национальной одежды), составление конспектов, ведение специальных словарей, творческих тетрадей и т. д. Методы эмоционального воздействия на учащихся: использование звуко- и видеозаписей (из фонотеки и фильмотеки дагестанского радио и телевидения), слайдов, красочных иллюстраций, обеспечение эмоционального фона урока, организация творческих встреч, воспоминаний. Практические занятия учащихся: инсце­нировка обрядов и традиций, демонст­рация национальной одежды, кухни, музыкальных инструментов, подготовка и проведение конкурсов, выставок, смотров, фестивалей, традиционных народных праздников.

Словом, учебный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» открывает неограниченное поле деятельности, дает поистине уникальные возможности для духовного и нравственного, умственного и физического развития молодого поколения. И все это на более доступном, интересном, разнообразном и максимально близком, исторически апробированном в жизни и деятельности старших поколений материале. Урок этот формирует национальное самосознание, национальное достоинство как основу подлинного гуманизма, патриотизма и истинного интернационализма.

Похожие

Нравственная опора самосознания

13
Последовательному формированию патриотических чувств...

Гражданин Человек

4
Социально-экономические изменения, перемены во всех сферах нашего общества влияют на жизненные профессиональные ориентиры подрастающего поколения. В условиях...

Нравственный облик мужчины

144
Современное российское общество – это общество свободных, сознательных, всесторонне...

Хорошо ли мы знаем друг друга?

77
В цивилизованном обществе уважение к носителю иной...

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

114
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...