Духовный феномен
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение культуры и духовно-нравственного сознания граждан. Особенно остро стоит эта проблема в связи с современными вызовами.
В своё время попытки реформирования образования с ориентацией на ценности американской демократии и европейской цивилизации привели к моральной деградации, нравственной распущенности, отчужденности детей, подростков и молодежи от национальной культуры своего народа, к забвению ими своих исторических корней.
Не является исключением и наш многонациональный Дагестан. Здесь, как и во многих других регионах России, порой попраны исконно национальные свойства личности, дагестанский национальный характер, не везде и не у всех в почете честь и совесть, порядочность и доброжелательность, долг, верность, человеческое, национальное и нравственное достоинство, благотворительность, патриотизм.
Всё это происходит оттого, что мы еще не вникли в содержание нашей отечественной, дагестанской национальной культуры, не научились выявлять, осмысливать и применять на практике исторически апробированные регионально эффективные культурологические ценности.
Разрушительное воздействие отдельных средств массовой информации и стихийное влияние деформированной социальной среды на сознание школьников оказались более эффективными, чем организованный учебно-воспитательный процесс по предметам культурологического цикла. В чем же причина продолжающегося духовно-нравственного обнищания школьников? Причин много: и объективных, т. е. диктуемых политическими и социально-экономическими условиями, и субъективных, прямо зависящих от человеческого фактора, в данном случае непосредственно вызванных непродуманной, неэффективной деятельностью организаторов образования и равнодушных педагогов.
Здесь нам хотелось бы отметить лишь основную причину слабой культурологической подготовки наших учащихся. А заключается она в том, что при изучении культуры как предмета исследования и при преподавании культуры как учебного предмета большинство педагогов акцентируют внимание учащихся только на событиях, фактах без целенаправленного выявления и публичного освещения их личностно-этической, социальной, национально-региональной и общечеловеческой значимости. Культуру ошибочно преподают подобно истории. А между тем еще Лев Николаевич Гумилев замечал: «Увы, историки привыкли изучать следы, забывая о тех, кто их оставил».
Как автор большинства общеобразовательных учебных программ по культуре и традициям народов Дагестана хочу лишний раз напомнить, что целью преподавания данного предмета в школах является не столько образование учащихся, сколько их идейно-патриотическое, морально-этическое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание на веками сложившихся устойчивых ценностях духовной и материальной культуры народов Дагестана. Это исключительно важно именно сегодня, в условиях отсутствия четких идеологических ориентиров в обществе. В этой связи при изучении культуроведческих предметов возникает настоятельная необходимость пристального внимания прежде всего к такому мощному пласту культуры, как этнопедагогика.
Это традиционная народная методика очеловечивания, окультуривания человека и общества. Она как духовный феномен народа сообщает нам эмпирические знания, сведения, идеалы, взгляды, представления, установки, навыки и приемы воспитательных действий, испокон веков ценимых и почитаемых трудящимися. Этнопедагогика как учебная дисциплина уже ряд лет изучается на педагогических отделениях и факультетах колледжей и вузов страны. Но в школах нашей республики преподают культуру учителя, недостаточно владеющие средствами, формами и методами этнопедагогики. Как же помочь им восполнить серьезный образовательный пробел?
В условиях низкой обеспеченности школ методической литературой надежной формой этнопедагогического просвещения учителей, учащихся и их родителей могла бы стать целенаправленная работа ведущих детских и юношеских библиотек республики, прежде всего Республиканской детской библиотеки. Как известно, она располагает не только оригинальными художественными, публицистическими, научно-популярными изданиями по различным видам и типам культуры, но и достаточно компетентными кадрами для умелой разработки и организации образовательно-воспитательных мероприятий с детьми и подростками.
Этнокультурное и этнопедагогическое просвещение предполагает не эпизодическое ознакомление детей со случайными фактами и явлениями, а систематическое, последовательное, глубокое и всестороннее изучение конкретных видов и направлений в национальной и многонациональной дагестанской культуре.
Так, например, исходя из нынешних реалий, объектами серьезного внимания детских, в том числе и школьных библиотек могли бы стать следующие направления дагестанской культуры и формы их освещения: выставка книг (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок и загадок, восхваляющих достоинства видов труда и тружеников); выставка иллюстраций, отражающих орудия, способы и методы образцового ремесленного земледельческого и животноводческого труда; стенды изделий и продуктов дагестанского национального труда; встречи с ветеранами той или иной отрасли, презентация их личного трудового вклада в народное хозяйство и культуру республики и Отечества; викторина «Хлеб – всему голова»; конкурс «Знаете ли вы традиции дагестанской народной экономики?».
Это лишь некоторые формы ознакомления детей и подростков с удивительно мудрым опытом жизнедеятельности дагестанского труженика. К этой работе можно привлечь коллективы учителей и учащихся ближайших школ, лицеев и гимназий.
Аналогичные формы этнокультурного просвещения целесообразно организовать по художественной культуре народов Дагестана с приглашением на встречу с читателями мастеров прикладного и изобразительного искусства, художников, скульпторов, артистов, актеров, архитекторов и т. д. По правовой культуре – с приглашением историков и этнографов, знатоков адатов Дагестана; по физической культуре – с участием мастеров по национальным видам спорта (борьбе, канатоходству, джигитовке и т. д.); по культуре дагестанского быта – с приглашением мудрых аксакалов; по культуре речи – с дагестанскими фольклористами и лингвистами; по культуре межличностных и межнациональных отношений – с приглашением ученых педагогов и ветеранов педагогического труда.
Словом, традиционными мероприятиями для библиотек должны стать не только дни поэзии, национальной литературы, но и дни национальной культуры, недели национальной культуры, выставки и вечера дагестанской культуры, демонстрирующие уникальные достижения народов Дагестана в духовно-нравственном воспитании и интеллектуальном образовании человека и общества.