Сетевое издание «Дагестанская правда»

17:00 | 31 марта, Пт

Махачкала

Weather Icon

ЕГЭ должен быть прозрачным…

A- A+

В Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров прошла расширенная коллегия Министерства образования, науки и молодежной политики РД по итогам 2013 и задачам на 2014 гг.

Оговоримся сразу, это не было привычным собранием, где звучали гладкие доклады и победные реляции. Скорее, наоборот, это было рабочее совещание, на котором обсуждались проблемы, существующие в дагестанском образовании. И прежде, чем приступить к детальному обсуждению главных вопросов, участники коллегии просмотрели сюжеты по сдаче ЕГЭ в минувшем году, снятые в различных регионах. К уголовной ответственности привлекались не только педагоги, директора школ, нарушившие правила приема ЕГЭ, но и отраслевые министры, что свидетельствует о серьезности намерений в проводимой очередной ЕГЭ-кампании. В свою очередь и министр образования, науки и молодежной политики РД Шахабас Шахов (на снимке) был далек от констатации позитивных результатов, а  его доклад напоминал оперативную сводку. Он напомнил, что деятельность министерства направлена на реализацию майских указов Президента РФ В.Путина, поручений Правительства РФ и Президента РД Р.Абдулатипова. И подчеркнул, что успех развития всей образовательной системы в значительной степени зависит от напряженной профессиональной деятельности коллег-педагогов из муниципалитетов.

В числе приоритетных задач, стоящих перед отраслевым министерством, было названо дошкольное образование. На основании мониторинга составлена «дорожная карта» развития дошкольного образования до 2015 года. В ходе ее  реализации в 2013 г. дополнительно в дошкольных учреждениях было введено 6565 мест. Из них за счет строительства – 1230 мест, за счет реконструкции – 975 мест, за счет расширения имеющихся дошкольных учреждений – 4800 мест и одно здание возвращено для использования под детский сад. Для предотвращения коррупции при приеме детей в дошкольные учреждения внедрена информационная система «электронная очередь» в детские сады. Обращалось внимание и на то, что ликвидацию очередности в детсады необходимо осуществлять за счет возврата прежних зданий, используемых не по назначению, выкупа и увеличения числа посадочных мест, а также альтернативных форм дошкольного образования.

Особое внимание обращалось на реализацию новых образовательных стандартов начального образования. С 1 сентября 2013 г. по ФГОС обучается свыше 100 тыс.учащихся 1-3 классов школ республики. Все учащиеся обеспечены бесплатными учебниками, проведено повышение квалификации педагогов школ. По поручению Главы республики организованы олимпиада учителей математики, конкурс «Учитель года Дагестана», и на базе школ, в которых работают победители и призеры, открыты три математические школы, две исторические, три лингвистические, а также восемь школ народного творчества в центрах традиционных народных промыслов.

Вместе с тем констатировалось, что в результате анализа Счетной палаты РД выявлены серьезные нарушения в работе вечерних школ. Речь идет о фальсификации статистической отчетности, «мертвых душах» педагогов и учащихся, крайне низкой результативности на выпускных экзаменах. В связи с этим сеть вечерних школ оптимизирована. И вместо самостоятельных учреждений открыты вечерние классы в дневных школах. Отдельным блоком на коллегии рассматривались проблемы системы НПО и СПО, где ныне обучается около 22000 человек по 41 профессии начального профессионального и 27 специальностям среднего профобразования. В соответствии с Федеральным законом начальное профобразование включено в систему среднего профобразования, что предполагает реорганизацию системы проф­образования.

Речь идет о необходимости создания ресурсных центров. А фундаментом всей работы по оптимизации должен стать регулярный мониторинг рынка труда, учет потребностей республики в кадрах рабочих и специалистов среднего звена. На сегодня такая работа не ведется. Не менее важным на коллегии посчитали дать оценку дополнительному образованию. Всего в республике функционирует 224 учреждения допобразования. Но наряду с низким показателем охвата детей, зафиксированы и «передовики», у которых процент охвата превышает все допустимые пределы. Многие из учреждений дополнительного образования не имеют своих помещений, не обеспечены программами, квалифицированными кадрами и, следовательно, неэффективны. В 2013 г. также был проведен мониторинг сети спортивных школ. И обнаружена незаконность существования 50% из них в связи с отсутствием лицензии. Остается крайне низкий профуровень тренеров и учителей физкультуры, бедна учебно-материальная база.

Говоря о воспитании, отмечалось, что эту работу необходимо избавить от формализма и перейти от массовой к индивидуальной работе, превратить школу в духовный центр развития детей, их родителей. И выработать линию развития школы, стратегию поэтапного перехода к новому типу школы – школы социализации личности.

Центральное место на коллегии было отведено ЕГЭ. По мнению министра, экзамен в 2013 году выявил серьезные недостатки в организации его подготовки и проведения, которые стали предметом резкой критики руководства республики, Минобрнауки РФ, Рособрнадзора. Распоряжением Правительства РД создана рабочая группа по подготовке и проведению ЕГЭ. – Наш основной принцип, — подчеркнул министр, — повышение качества обучения всех учащихся, систематическая объективная промежуточная и итоговая оценка их знаний, которая должна быть важнейшим критерием оценки профессионализма учителя. Кроме того, Ш.Шахов пообещал провести аттестацию по ЕГЭ и самих педагогов, чтобы убедиться в их компетенции.

На коллегии также говорилось о проблемах детей-сирот, инвалидов, о том, что в республике отдается приоритет семейным формам устройства детей, из которых наиболее распространенной является опека. Поднимались и другие важные вопросы. По итогам коллегии были выработаны рекомендации.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»