X

Её семья – народы Дагестана

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2023 №№ 192-193
3915

Шла Великая Отечественная война, и в такое тяжелое время руководство страны заботилось о развитии образования и воспитания будущего поколения. Повсюду открывались новые учебные заведения. Тогда же в Махачкале был создан Институт школ – ныне Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. Тахо-Годи, ставший со временем настоящим научно-методическим центром, координирующим основные проблемы этнокультурного образования в республике.

В этом году институту исполняется 80 лет. Оглядываясь на его историю, хочется вспомнить лучших педагогов, работавших в нём в разные годы. Это П. В. Виноградова, В. М. Криштопа, Ш. Д. Хасбулатов, З. М. Курбанов, Н. Я. Судакова, М. П. Кропотов и другие. Научно-педагогическая деятельность каждого из них заслуживает пристального внимания, изучения, восприятия, достойного применения и продолжения на благо нынешних и грядущих поколений. Думаю, так и будет. В настоящей статье нам бы хотелось хотя бы бегло коснуться педагогической деятельности благородной русской женщины, полностью и всецело отдавшей себя образованию и просвещению народов Дагестана Зои Анатольевны Клищенко (на снимке).

Есть люди, которые с первого взгляда располагают к себе. Я почувствовал это, когда еще в 1979 году впервые переступил порог сектора педагогики Дагестанского НИИ школ имени А. Тахо-Годи. Здесь на протяжении более 40 лет работала отличник народного просвещения, заслуженный учитель школ РСФСР и ДАССР Зоя Анатольевна Клищенко. Всю свою жизнь она посвятила совершенствованию математических и речевых знаний, умений и навыков учащихся дагестанской национальной школы.

Нынче многие ученые затрудняются организовать учебный процесс с учетом социокультурных, этнопсихологических и этнопедагогических особенностей дагестанских учащихся. З. А. Клищенко не была доктором наук и даже кандидатом. Она была старшим научным сотрудником сектора педагогики института. «Не ставила я перед собой задачу, – говорила Зоя Анатольевна, получить ученую степень. Считаю, что она не показатель труда, да и некогда было думать об этом».

Биография З. А. Клищенко непосредственно связана с послевоенной биографией Дагестана, когда крайне необходимы были хорошо образованные люди. Тогда комсомолка Зоя Клищенко, одна из первых педагогов, поехала в селение Согратль Гунибского района работать учителем математики.

Ей очень повезло. Она попала в педагогический коллектив, который возглавлял опытный руководитель и замечательный человек Магомед Махатилов. Согратлинскую школу тогда называли «академией Махатилова». «Магомед Махатилович, – вспоминала Зоя Анатольевна, – был не только прекрасным педагогом, он отлично владел методикой преподавания математики, мастерски сочетая теоретический курс с практической деятельностью учащихся. Вместе с детьми он готовил учебные пособия. Уже тогда наша школа пользовалась самодельными астролябиями, электрическим телеграфом, эклиметром. Мы все старались походить на него».

Вскоре чужое село, обычаи и традиции стали для молодой учительницы своими. Ее стали звать «нижер Зоя» (наша Зоя). Она стала желанной гостьей каждой согратлинской семьи. Малограмотным в то время горцам девушка разъясняла решения партии и правительства, обсуждала с молодежью художественные произведения и даже давала хозяйкам советы по домоводству.

Трудолюбие З. А. Клищенко сказалось на ее дальнейшей судьбе. Ей предложили преподавать математику в махачкалинской средней школе № 1 имени В. И. Ленина. Одновременно Зое Анатольевне поручили разработку программ, тематических планов, учебников и методических пособий по математике для сельских школ Дагестана. Через год
З. А. Клищенко перевели старшим научным сотрудником в Дагестанский НИИ школ. Многочисленные командировки в горные аулы, изучение состояния преподавания предмета, выявление упущений и недостатков в работе учителей, показательные уроки… Всё это впоследствии вылилось в труды, адресованные учителям и учащимся дагестанских школ и подобных национальных школ регионов России.

Сегодня можно отметить, что перу исследователя З. А. Клищенко принадлежит более 200 печатных авторских листов. По ее работам можно проследить буквально все изменения и сдвиги, произошедшие за последние 50 лет в народном образовании Дагестана. Ей принадлежат работы: «Преподавание математики по новой программе во втором классе дагестанской национальной школы», «Индивидуальные различия в усвоении математических знаний, умений и навыков младших школьников», «Развитие мышления младших школьников в процессе изучения математики», «Некоторые вопросы методики преподавания арифметики в начальных классах дагестанской нерусской школы», «Индивидуальные различия в усвоении математических знаний, умений и навыков младших школьников» и многие другие.

Её работы получили целенаправленное внедрение. Скрупулезно разработанное исследование «Внеклассная работа в начальной школе», став предметом специального курса, уже ряд лет читается на факультете начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета.

Человек широкого кругозора, тонкий знаток детской психологии, З. А. Клищенко является соавтором букваря русского языка для классов с родным языком обучения «Малыш», учебника русского языка для подготовительного класса «Русская речь», полюбившейся детям книги «Говорят орлята».

Зоя Анатольевна принимала активное участие в повышении квалификации учителей школ, оказании помощи студенческой молодежи республики. Словом, вся научно-педагогическая деятельность неутомимого педагога-наставника и ученого методиста, умело направленная на поиск и нахождение самых оптимальных средств, форм, методов и оригинальных приемов привития учащимся необходимых знаний, умений и навыков, на решение проблемных вопросов дагестанского народного образования, служит ярким примером подражания для нынешних молодых учёных, педагогов, учителей и наставников.

Статьи из «Год педагога и наставника»

«Учитель, в сердце моём хранимый»

17
Портреты, фотографии, рисунки… Взгляд останавливается на цитате. «Остановись, читатель! Перед тобой фотографии лучших...