Купить PDF-версию
21:04 | 28 сентября, Вс
X
10:21 26.08.2021

Есть язык – есть народ

Выпуск - 2021 №№235-236

На всей нашей планете, наверное, нет такого уголка земли, как Дагестан – «Страна гор и гора языков» общей площадью 50300 км2, где функционируют более 30 языков с многочисленными формами их существования, в том числе диалектами, говорами и наречиями.

Все они были известны со времён Кавказской Албании и в своём становлении и развитии прошли три этапа:

1) на основе аджама – до 20-х годов ХХ века;

2) на основе латыни – до 30-х годов ХХ века;

3) на основе кириллицы – с 30-х годов прошлого века и по настоящее время.

Как ни странно, среди них нет ни одного мёртвого языка, тогда как в каждой из 20 семей языков мира (по генеалогической классификации) представлено большое количество мёртвых языков. Так, например, в индийской группе из 19 языков 4 являются мёртвыми, в том числе классический «Санскрит», в иранской группе из 32 – 10, в том числе скифский (язык аланов), в славянской группе из 15 – 3, в том числе старославянский, в романской группе из 16 – 3, в том числе латинский – первый на земле литературный государственный язык, на котором написаны прозаические сочинения Цезаря и Цицерона, поэтические произведения Вергилия и Горация. Именно латинский язык был положен в основу разработки научных грамматик по всем языкам мира. В каждом из дагестанских языков также представлено не менее десяти процентов заимствований из латинского и греческого языков, правда, через русский язык.

Сами дагестанские языки, которые входят в иберийско-кавказскую семью языков, по генеалогической классификации делятся на три подгруппы:

1) аваро-андо-цезская подгруппа, состоящая из 14 языков;

2) лезгинско-табасаранская подгруппа, которая состоит из 10 языков;

3) лакско-даргинская подгруппа языков с многочисленными формами их существования.

Кроме них, в нашей республике представлены и ведётся обучение на трёх тюркских языках, двух индоевропейских и на одном из нахских. В любом случае такое изобилие языков – это наша гордость, и мы обязаны их сохранить и передать следующим поколениям.

Изучение пяти младописьменных (аварского, даргин­ского, лезгинского, лакского и табасаранского) и трёх новописьменных (рутульского, агульского и цахурского) языков не выдерживает никакой критики

Если проанализировать современный образовательный процесс с точки зрения изучения пяти младописьменных (аварского, даргинского, лезгинского, лакского и табасаранского) и трёх новописьменных (рутульского, агульского и цахурского) языков, то он не выдерживает никакой критики.

Во-первых, учебный год начинается без учебников – ликвидирован «Дагучпедгиз». Учебные пособия для 5-9 классов на младописьменных языках, подготовленные в НИИ педагогики, обсуждённые на Учёном совете и рекомендованные к изданию ещё в прошлом учебном году, отправлены в Москву для выпуска в тираж. Но воз и ныне там. Что касается новописьменных языков, то о составлении на них учебников для старших классов никто и не думает. Уволены и специалисты, которые вплотную занимались в НИИ педагогики составлением и изданием учебных пособий для младших классов именно на этих языках. Таким образом, средь бела дня и на виду у всех мы умерщвляем свои же родные языки. А ведь родной язык – это душа и сердце каждого человека. Есть язык – есть народ, нет языка – нет народа.

Для сохранения родных языков, функционирующих со времен Кавказской Албании, считаем необходимым:

восстановить все прежние позиции НИИ педагогики с последующим созданием спецфонда для издания необходимой учебно-методической литературы на младописьменных и новописьменных языках. Нельзя забывать и о том, что данный институт был создан в тяжелые военные годы, а именно в 1943 году Совнаркомом под руководством государственного и партийного деятеля Алексея Косыгина;

восстановить в общеобразовательных организациях преподавание дисциплины «Культура и традиции народов Дагестана». Данный предмет в учебные планы был введён решением коллегии Министерства образования и науки ещё в 1992 году как обязательный. Поэтому приписка «По усмотрению директоров школ и по желанию родителей» должна быть полностью исключена. Необходимо восстановить и количество часов, отводимых на изучение родного языка и литературы;

разработать учебные планы для сельских образовательных организаций с целью обучения учащихся начальных классов по всем дисциплинам именно на родном языке, а русский язык, как и прежде, остается предметом отдельного изучения.

Статьи из «Образование»

Исповедь воспитателя

162
Лучи утреннего солнца проникают сквозь окна, чтобы осветить каждый уголок детского сада №65...

Учителя и ученики

10
Антагонизм между поколениями, порождённый сменой эпох, всегда существовал и, наверное, будет существовать и в отдалённом будущем. Об этой извечной проблеме...

Не снижать заданных темпов

12
В сфере образования Дагестана происходят значительные изменения. Только в этом году в День...

Учителя повысили квалификацию

11
В Историческом парке «Россия – моя история» состоялся I Съезд учителей информатики Республики Дагестан, приуроченный к 40-летию...

Народ жив

48
В нашем календаре появился новый праздник, который мы совсем скоро отметим впервые. 11 июля 2025 года Указом Президента РФ 8 сентября объявлен Днём языков народов...

Учителя повысили квалификацию

14
В Историческом парке «Россия – моя история» состоялся I Съезд учителей информатики Республики Дагестан, приуроченный к 40-летию преподавания предмета в школе.

Прививка от стресса перед школой

8
Скоро 1 сентября, для первоклашек этот день – начало...

Готовимся к новым учебным программам

5
Мы писали об изменениях, которые ждут школьников и учителей в новом учебном году. Новости продолжают поступать, и газета...

Новый учебный год: вызовы и решения

3
Более 300 руководителей образовательных учреждений, педагогов, представителей республиканской и городской власти,...

Скоро за парту

5
Перед началом учебного года в Дагестане, как и по всей стране, проходит благотворительная...