Формула успеха – труд и терпение
Эффективность работы творческого коллектива, такого, как художественная школа, измеряется не только показателями успешности школы, но и одобрением коллег, родителей и благодарностью выпускников. Обо всем этом говорилось на торжестве, посвященном 45-летию Махачкалинской художественной школы.
Директор школы Гюльнара Мамашева, лауреат премии Правительства РФ в области культуры, в разговоре высказала свою заветную мечту: чтобы ребенок приходил в школу, имея собственный творческий интерес, а не по желанию родителей. Тут-то и начинается сложный и не всегда гладкий процесс обучения и воспитания, когда и педагоги, и родители становятся полноценными участниками учебно-воспитательного процесса.
— Гюльнара Нажмудиновна, что сегодня представляет собой детская художественная школа?
— Мы даём классическое образование, ведь это предпрофессиональная школа, то есть от нас выстраивается цепочка школа — училище — вуз. Мы являемся нижней ступенью, но даём прочную основу на будущее с целью постижения ими азов изобразительного искусства и дальнейшего продолжения развития в этом направлении. А отклонения от наших базовых планов мы реализуем в рамках Первой детской галереи. Она создана на базе нашей школы. Этот своего рода творческий союз был создан для того, чтобы профессиональные художники и их подопечные могли, если хотите, сотворчествовать. Мы – единственная художественная школа в городе, и именно мы, считаю, должны были создать такое объединение. В 1973 году в Дагестане было образовано 12 художественных школ, а сейчас их всего 3: Каспийская, Мамедкалинская и наша.
— Вы ведь и сами когда-то ходили в эту школу…
— Да, я пришла сюда после 4-го класса общеобразовательной школы. А сегодня мы принимаем детей с 6 лет — как видите, порог прихода в нашу школу снизился. Почему это произошло? Потому что появились общеразвивающие программы, дающие общие понятия ребенку об изобразительном искусстве.
Я ребёнком попала к прекрасному преподавателю Нине Васильевне Ходжаевой. По окончании школы поступила в художественное училище им. М. Джемала на курс известного художника Альберта Захаровича Ходжаева. Это было «живописное» отделение, которое я окончила с отличием. И директор художественной школы Зара Абдулаевна Абакарова на защите моего диплома пригласила меня в эту школу, где работаю с 19 лет. Горжусь тем, что в моей трудовой книжке только одна запись. Даже мой муж как-то сказал: «Я завидую тебе, что ты занимаешься любимым делом». Затем поступила на худграф пединститута, закончила отделение черчения и рисования. Через 17 лет работы преподавателем меня назначили директором.
— Как вы чувствуете себя в кресле директора?
— У директора главная задача — руководить. А это значит работать с информацией и людьми. Естественно, прежде всего работать на поддержание коллектива, его духа, его пространства, его стиля общения – все нужно сохранить. Кадры решают все – это раз. И еще. Любой директор, завуч должен разбираться в Законе об образовании, новых требованиях и стандартах, в декларирующих документах надзорных органов, Трудовом кодексе. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем успешно проходить процедуры проверок, лицензирования, а также удовлетворять запросы наших основных заказчиков – родителей и их детей. Ведь у каждого родителя есть какие-то чаяния, запросы. Например, он хочет видеть в своем ребенке художника на выходе из школы, обучаться именно у такого-то преподавателя. Мы должны этому соответствовать и способствовать, а иногда и воспрепятствовать, если видим, что у родителя неверное представление о творческом будущем своего ребенка.
— Сколько на сегодня у вас учеников? Это оптимальное количество для вашей школы?
— У нас 640 детей вместе с филиалом в Первой Махачкале. К сожалению, за столько лет у нас количество ни учеников, ни преподавателей (24 педагога) не выросло. В миллионном городе всего одна художественная школа, а желающих много. Наша цель – не «набить» классы, а дать качественное образование, вот и вся оптимальность.
— Какие направления изобразительного искусства сегодня преподаются в школе?
— Это живопись, декоративно-прикладное искусство, три года назад появилось отделение дизайна. Бывают случаи, когда родители навязывают детям то или иное направление. К примеру, одна родительница настаивала на устройстве дочери на отделение дизайна, чему противилось ее чадо. В конце концов мы совместными усилиями убедили маму, что призвание ее дочери – живопись.
— Какова формула успеха школы, работы педагогического коллектива?
— На днях у нас торжественно отмечалось 45-летие школы. На собрании по этому случаю выступил известный дагестанский художник и педагог Абдулзагир Мусаев. Его доброе слово в адрес школы и работ ее воспитанников (а он отметил выставку как «пленительную») для нас было самой высокой оценкой.
Известные деятели культуры Дагестана и России Хан Баширов и Юрий Ханжов выразили свою признательность организаторам выставки, пожелали школе новых творческих успехов. Наш выпускник Камиль Цунтаев, вошедший в сотню лучших дизайнеров страны, на странице в Интернете написал благодарность в адрес учителей школы.
Немаловажный вклад в общий успех внесли наши ветераны. У нас есть преподаватели, работающие по 40 и более лет, у них огромный педагогический опыт.
Вы спрашиваете о формуле успеха школы, так вот она в непосредственной социализации, то есть в передаче знаний и навыков молодым педагогам, в сохранении традиций нашего творческого коллектива. Для этого, собственно говоря, и была основана Первая детская галерея, где наглядно показана совместная работа педагогов и их подопечных.
И еще. Мы с завучем Галиной Александровной тщательно приглядываемся к нашим практикантам из училища, которых в январе набирается около 30 человек, смотрим, как они проводят «открытые уроки». И довольны тем выбором, который мы сделали: молодые педагоги творчески работают с детьми, одним словом, – «вписались» в коллектив. Кроме того, мы применяем форму собеседования, и этот метод дает свои положительные результаты.
То есть мы идем по пути сохранения потенциала педагогов и по возможности привлечения новых. Поэтому будем работать с художественными вузами и ссузами, которые готовят преподавателей, учителей ИЗО. Хотелось бы, чтобы в школе работали именно профессионалы в этой области, кто понимает и дышит искусством.
— Дружите вы с музейно-выставочными центрами?
— Конечно. Это же детская художественная школа, которая прежде всего воспитывает и развивает в учениках эстетический вкус. В программном материале есть знакомство со многими жанрами и направлениями в живописи, рисунке. Мы продолжаем работать с музейно-выставочными центрами: наши дети ходят туда постоянно, посещают экспозиции, выставки. Старшеклассники могут различить, какой жанр представлен, какому художнику свойственна та или иная манера передачи настроения, идея замысла. К примеру, второй год проходят выездные уроки в Дагестанском музее ИЗО, делаются зарисовки, наброски, изучаются экспозиции музея. А в музее России увидели в Интернете наш проект «Шелковый путь – традиции в будущее», посвященный Году Каспия, и попросили в зал Дагестана сделать экспозицию. Мы представили наши изделия — текстиль, бурки и т.д., работаем с войлоком, велюром, фетром.
— Ваши выпускники продолжают учебу дальше – в вузах, училищах художественного профиля?
— В этом году 11 человек поступили в наше художественное училище, а одна девочка — в Суриковское училище на архитектурное отделение. По этому показателю мы опережаем наших коллег из других художественных школ. На наше юбилейное торжество многие выпускники пришли, чтобы разделить нашу радость.
— Ожидать ли новых поворотов в развитии школы?
— Конечно, мы работаем над созданием новой программы развития ДХШ. Но, замечу сразу, как постоянного совершенствования мастерства, так и желания педагогов чего-то достичь сегодня мало. Развития как такового без материальной поддержки чаще всего не бывает. Волнует нас в первую очередь развитие нашего филиала в Махачкале-1. Но надежды остаются. Будем работать.