X
10:12 17.01.2019

Формула успеха – труд и терпение

Эффективность работы творческого коллектива, такого, как художественная школа, измеряется не только показателями успешности школы, но и одобрением коллег, родителей и благодарностью выпускников. Обо всем этом говорилось на торжестве, посвященном 45-летию Махачкалинской художественной школы.

Директор школы Гюльнара Мамашева, лауреат премии Правительства РФ в области культуры, в разговоре высказала свою заветную мечту: чтобы ребенок приходил в школу, имея собственный творческий интерес, а не по желанию родителей. Тут-то и начинается сложный и не всегда гладкий процесс обучения и воспитания, когда и педагоги, и родители становятся полноценными участниками учебно-воспитательного процесса.

— Гюльнара Нажмудиновна, что сегодня представляет собой детская художественная школа?

— Мы даём классическое образование, ведь это предпрофессиональная школа, то есть от нас выстраивается цепочка школа — училище — вуз. Мы являемся нижней ступенью, но даём прочную основу на будущее с целью постижения ими азов изобразительного искусства и дальнейшего продолжения развития в этом направлении. А отклонения от наших базовых планов мы реализуем в рамках Первой детской галереи. Она создана на базе нашей школы. Этот своего рода творческий союз был создан для того, чтобы профессиональные художники и их подопечные могли, если хотите, сотворчествовать. Мы – единственная художественная школа в городе, и именно мы, считаю, должны были создать такое объединение. В 1973 году в Дагестане было образовано 12 художественных школ, а сейчас их всего 3: Каспийская, Мамедкалинская и наша.

— Вы ведь и сами когда-то ходили в эту школу…

— Да, я пришла сюда после 4-го класса общеобразовательной школы. А сегодня мы принимаем детей с 6 лет — как видите, порог прихода в нашу школу снизился. Почему это произошло? Потому что появились общеразвивающие программы, дающие общие понятия ребенку об изобразительном искусстве.

Я ребёнком попала к прекрасному преподавателю Нине Васильевне Ходжаевой. По окончании школы поступила в художественное училище им. М. Джемала на курс известного художника Альберта Захаровича Ходжаева. Это было «живописное» отделение, которое я окончила с отличием. И директор художественной школы Зара Абдулаевна Абакарова на защите моего диплома пригласила меня в эту школу, где работаю с 19 лет. Горжусь тем, что в моей трудовой книжке только одна запись. Даже мой муж как-то сказал: «Я завидую тебе, что ты занимаешься любимым делом». Затем поступила на худграф пединститута, закончила отделение черчения и рисования. Через 17 лет работы преподавателем меня назначили директором.

— Как вы чувствуете себя в кресле директора?  

— У директора главная задача — руководить. А это значит работать с информацией и людьми. Естественно, прежде всего работать на поддержание коллектива, его духа, его пространства, его стиля общения – все нужно сохранить. Кадры решают все – это раз. И еще. Любой директор, завуч должен разбираться в Законе об образовании, новых требованиях и стандартах, в декларирующих документах надзорных органов, Трудовом кодексе. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем успешно проходить процедуры проверок, лицензирования, а также удовлетворять запросы наших основных заказчиков – родителей и их детей. Ведь у каждого родителя есть какие-то чаяния, запросы. Например, он хочет видеть в своем ребенке художника на выходе из школы, обучаться именно у такого-то преподавателя. Мы должны этому соответствовать и способствовать, а иногда и воспрепятствовать, если видим, что у родителя неверное представление о творческом будущем своего ребенка.

— Сколько на сегодня у вас учеников? Это оптимальное количество для вашей школы? 

— У нас 640 детей вместе с филиалом в Первой Махачкале. К сожалению, за столько лет у нас количество ни учеников, ни преподавателей (24 педагога) не выросло. В миллионном городе всего одна художественная школа, а желающих много. Наша цель – не «набить» классы, а дать качественное образование, вот и вся оптимальность.

— Какие направления изобразительного искусства сегодня преподаются в школе?

— Это живопись, декоративно-прикладное искусство, три года назад появилось отделение дизайна. Бывают случаи, когда родители навязывают детям то или иное направление. К примеру, одна родительница настаивала на устройстве дочери на отделение дизайна, чему противилось ее чадо. В конце концов мы совместными усилиями убедили маму, что призвание ее дочери – живопись.

— Какова формула успеха школы, работы педагогического коллектива?

— На днях у нас торжественно отмечалось 45-летие школы. На собрании по этому случаю выступил известный дагестанский художник и педагог Абдулзагир Мусаев. Его доброе слово в адрес школы и работ ее воспитанников (а он отметил выставку как «пленительную») для нас было самой высокой оценкой.

Известные деятели культуры Дагестана и России Хан Баширов и Юрий Ханжов выразили свою признательность организаторам выставки, пожелали школе новых творческих успехов. Наш выпускник Камиль Цунтаев, вошедший в сотню лучших дизайнеров страны, на странице в Интернете написал благодарность в адрес учителей школы.

Немаловажный вклад в общий успех внесли наши ветераны. У нас есть преподаватели, работающие по 40 и более лет, у них огромный педагогический опыт.

Вы спрашиваете о формуле успеха школы, так вот она в непосредственной социализации, то есть в передаче знаний и навыков молодым педагогам, в сохранении традиций нашего творческого коллектива. Для этого, собственно говоря, и была основана Первая детская галерея, где наглядно показана совместная работа педагогов и их подопечных.

И еще. Мы с завучем Галиной Александровной тщательно приглядываемся к нашим практикантам из училища, которых в январе набирается около 30 человек, смотрим, как они проводят «открытые уроки». И довольны тем выбором, который мы сделали: молодые педагоги творчески работают с детьми, одним словом, – «вписались» в коллектив. Кроме того, мы применяем форму собеседования, и этот метод дает свои положительные результаты.

То есть мы идем по пути сохранения потенциала педагогов и по возможности привлечения новых. Поэтому будем работать с художественными вузами и ссузами, которые готовят преподавателей, учителей ИЗО. Хотелось бы, чтобы в школе работали именно профессионалы в этой области, кто понимает и дышит искусством.

— Дружите вы с музейно-выставочными центрами?

— Конечно. Это же детская художественная школа, которая прежде всего воспитывает и развивает в учениках эстетический вкус. В программном материале есть знакомство со многими жанрами и направлениями в живописи, рисунке. Мы продолжаем работать с музейно-выставочными центрами: наши дети ходят туда постоянно, посещают экспозиции, выставки. Старшеклассники могут различить, какой жанр представлен, какому художнику свойственна та или иная манера передачи настроения, идея замысла. К примеру, второй год проходят выездные уроки в Дагестанском музее ИЗО, делаются зарисовки, наброски, изучаются экспозиции музея. А в музее России увидели в Интернете наш проект «Шелковый путь – традиции в будущее», посвященный Году Каспия, и попросили в зал Дагестана сделать экспозицию. Мы представили наши изделия — текстиль, бурки и т.д., работаем с войлоком, велюром, фетром.

— Ваши выпускники продолжают учебу дальше – в вузах, училищах художественного профиля?

— В этом году 11 человек поступили в наше художественное училище, а одна девочка — в Суриковское училище на архитектурное отделение. По этому показателю мы опережаем наших коллег из других художественных школ. На наше юбилейное торжество многие выпускники пришли, чтобы разделить нашу радость.

— Ожидать ли новых поворотов в развитии школы? 

— Конечно, мы работаем над созданием новой программы развития ДХШ. Но, замечу сразу, как постоянного совершенствования мастерства, так и желания педагогов чего-то достичь сегодня мало. Развития как такового без материальной поддержки чаще всего не бывает. Волнует нас в первую очередь развитие нашего филиала в Махачкале-1. Но надежды остаются. Будем работать.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

114
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...