Министерство просвещения РФ скорректировало учебные программы. Изменения коснутся иностранного языка и предметов естественно-научного цикла. Но не только. В текущем году уже внесены изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты.
В 2026/2027-м вводится новый предмет – «Духовно-нравственная культура России» (ДНКР), посвященный формированию у детей и подростков мировоззрения на основе традиционных ценностей. Изучение дисциплины предполагается с 5 по 7 класс. В 5 классе на нее отводится 17 часов в год, в 6 и 7 классах – по 34 часа в год. Как говорится в документе Минпросвещения, «ключевое содержание ДНКР заключается в знакомстве школьников с жизнью, деятельностью, поступками, личными качествами выдающихся государственных и общественных деятелей отечественной истории, сыгравших значительную роль в развитии страны и доказавших своей жизнью значение выбора ценностей нашего общества в качестве смыслов жизни отдельного человека». Вести предмет будут учителя истории.
Но, как мы все понимаем, раз вводится новое, значит, это занимает учебные часы, из программы необходимо что-то исключить. Не повезло иностранному языку – для 5–7-х классов его изучение сократится до двух часов в неделю (раньше предмет изучался 3 раза в неделю, в программах с углубленным изучением иностранного языка – 4 раза в неделю). При этом о полной отмене предмета речи не идет. Считается, что базовый уровень владения иностранным языком «будет обеспечен в рамках установленного объема часов».
Цель нововведения – оптимизация нагрузки и рациональное перераспределение учебного времени.
Ещё два предмета подверглись сокращению: на изучение географии и биологии в 5–6-х классах теперь отводится только 1 час в неделю.
Как быть детям, кто мечтает о профессии биолога или преподавателя иностранного? Будут ли введены факультативные занятия для желающих по этим сокращенным предметам? Видимо, это решать школам.
Определённо, при сокращении количества часов изучения иностранного языка у любого человека начинается «процесс забывания», занятия здесь требуют регулярности. Так как перерывы между уроками английского в школах станут дольше, то и усвояемость информации будет хуже, следовательно, уровень знаний и умений ниже. С большой долей вероятности можно предположить, что работы репетиторам по иностранным языкам прибавится.
Ранее в школьную программу были добавлены дополнительные часы по истории России.
О том, как сочетаются новая ДНКР, уже существующие «Разговоры о важном» и обычный курс истории, Евгений Сженов, член Общественного совета при
Минобрнауки РФ говорит:
«На всех уровнях усиливается изучение российской патриотики и духовно-нравственной культуры России. Программа по новому предмету будет включать рассказы о наших героях, художниках, театральных деятелях. Программу еще надо будет регулировать. Сейчас этим занимается всё образовательное сообщество и сами родители. И чтобы включить этот курс, чем-то надо жертвовать… Что касается географии и биологии, то на уроках духовно-нравственной культуры учащимся будет рассказано о выдающихся путешественниках, биологах, их важнейших открытиях…Предмет будет междисциплинарным и связывать воедино всю школьную программу. Чем дальше будут продвигаться школьники по программе, тем больше часов будет у нового предмета. Планируется, что его изучение продолжится и в колледжах, и в университетах».
А теперь к новым старым новостям. В Общественной палате России напомнили о запрете на пользование школьниками мобильными телефонами на уроках. Соответствующая норма закреплена федеральным законом, вступившим в силу 1 сентября 2024 года. При этом о конфискации телефонов у детей речи не идет.
Норма касается и педагогов тоже. Не секрет, что для некоторых учителей прервать урок на ответ на мобильный звонок или сообщение в мессенджерах не является чем-то из рук вон выходящим. Главное, чтобы дети не сидели с телефоном на коленях. Но такое поведение учителя – тот самый негативный пример для подражания. Всегда есть исключения из правил, когда речь идёт о случаях, связанных с возникновением угрозы жизни или здоровью учеников и учителей, других экстренных ситуациях. А для связи с родителями есть перемены.
Культура пользования мобильными средствами формируется дома, а еще и уважительное отношение к профессии педагога. Так почему бы родителям не выучить расписание перемен своего ребёнка, чтобы не нарушать своими звонками учебный процесс?! Школа – это так близко всем, у кого есть дети.