X
08:28 07.08.2020

Идеальные условия пока не сложились

Разговор у нас мог и не состояться: приемная кампания-2020 началась позже обычного, а это накладывает свой отпечаток – много дел, очень трудно выкроить время в плотном графике. И ладно, если бы только сроки сместились, так в придачу ко всему приходится адаптироваться к новым требованиям и правилам. Но по-другому никак – хочешь остаться в профессии, научись жить в условиях изменчивого мира.

А собеседник – личность весьма интересная, из числа тех редких людей, сочетающих в себе силу и мягкость. Патимат ОМАРОВА, замминистра по делам молодежи республики, декан факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, рассказывает о кадровой чехарде в университете, о том, как в этом году обстоят дела с набором, получается ли достичь плановых показателей, и дает полезные советы абитуриентам.

— Много желающих пройти обучение по вашему профилю? Ведь надо в первую очередь быть ментально готовым к работе с детьми, у которых наблюдаются отклонения в психофизическом и речевом развитии.

— Конкурс большой, в среднем 5-6 человек на место. Мы связываем это как с интересом к профессии, так и с качеством подготовки на факультете. Когда в 2017 году вуз посетила министр просвещения России Ольга Васильева, она отметила, что в стране осталось три дефектологические научные школы – в Москве, Санкт-Петербурге и Дагестане. Эта высокая оценка подтверждается тем, что именно наши студенты стали победителями многих всероссийских конкурсов Президентской платформы «Россия – страна возможностей». В наставнической копилке преподавателей факультета победы на чемпионатах профессионального мастерства среди инвалидов «Абилимпикс», федеральной олимпиаде «Я – профессионал», конкурсе «Добровольцы России». Среди наших студентов много ребят, чьи стартовые возможности в результате инвалидности значительно отличались от обычных, но сегодня они – победители, лучшие в дефектологии и других направлениях.

— А какими профессиональными качествами и навыками должен обладать специалист в области дефектологии?

— Я часто размышляю над этим вопросом. Еще совсем недавно наши профессиональные интересы концентрировались в сфере помощи детям с умственной отсталостью, нарушениями зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата. Сегодня мы все чаще востребованы в оказании поддержки детям с расстройствами аутистического спектра и с одновременным нарушением слуха и зрения, в оказании помощи учителю в инклюзивном образовании. А это новые направления, требующие постоянного повышения компетенций, поскольку появляются исследования, которые необходимо учитывать. Одним из важнейших качеств дефектолога я бы назвала резильентность – устойчивость к внешним воздействиям даже в самых сложных ситуациях. Мне кажется, что устойчивость личности – это в принципе ключевая характеристика не только дефектолога, но и успешного человека.

— То есть круг компетенций дефектолога намного шире, чем у обычного педагога?

— Да, безусловно. Мы должны владеть знаниями в педагогике и психологии и уметь преломить их через призму индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, максимально расширить его зону развития. Все дети уникальны, но если мы сталкиваемся с ситуацией повышенных потребностей в нашей инклюзивной поддержке, то должны уметь идти не только по проторенным путям, наша задача – создавать новые, ранее, возможно, не существовавшие индивидуальные образовательные маршруты.

— Патимат Омаровна, недавно вы через суд восстановились в должности декана факультета. Можете объяснить, что происходит в последние годы в многострадальном ДГПУ?

— Я пришла в вуз в 17 лет по зову моего первого наставника в дефектологии Умукусум Муртузалиевой, единственной дагестанской женщины, имевшей звание народного учителя СССР, человека, создавшего все коррекционные учреждения Дагестана для детей с ограниченными возможностями здоровья, первую дефектологическую кафедру и отделение на Северном Кавказе. Удивительная, увлекающая за собой, сметающая преграды на пути создания системы специального образования в республике, с трибуны Всероссийского съезда учителей по всем ТВ-каналам она обратилась к юношам и девушкам с призывом прийти на помощь детям с инвалидностью, стать педагогами-дефектологами, поступить на созданное ею отделение в ДГПУ. Зачарованные этой речью, мы, 25 человек, пришли, поверив великой женщине и в ее благородное дело. Сегодня мы все верны своей профессии.

К сожалению, в последние годы ДГПУ находится в управленческом коллапсе, вызванном отсутствием выборов ректора уже восемь лет. Я застала великих ректоров некогда великого вуза, и мне есть с чем сравнить. Вынуждена констатировать, что последние руководители не отвечают даже минимальным требованиям к должности ректора, а их научные и управленческие достижения очень сомнительны.

– Ну, а в чем все-таки проблема?

– Когда я выиграла полуфинал специализации «Наука» конкурса «Лидеры России – 2020» и вошла в сотню лучших управленцев в сфере науки и образования в стране, у меня была возможность пообщаться с профильным федеральным министром Валерием Фальковым. Это удивительный человек с мощной лидерской харизмой, которому удалось поднять региональный ТюмГУ до уровня одного из самых востребованных вузов страны. Хочу напомнить его слова в интервью газете «Комсомольская правда»: «Региональные вузы имеют большой потенциал. Если вывести их из инерционного режима, создать настоящую программу развития, они способны в короткие сроки меняться и давать хорошие результаты. Но только при условии, что, с одной стороны, есть осмысленная программа, которую поддерживает весь коллектив, с другой стороны, есть ресурс и поддержка региона и министерства. Ну, и, с третьей стороны, есть люди, которые заинтересованы в такого рода преобразованиях».

– Это идеально, когда есть ректор, команда, поддержка региона и федерального ведомства.

– К сожалению, для ДГПУ эти идеальные условия пока не сложились. Слабые, неуверенные руководители, которые топят свою организацию бездарными и юридически небезупречными решениями, непродуманной кадровой политикой и личными эмоциональными проблемами, всегда будут пытаться избавиться от возможных конкурентов. И если ты – победитель конкурса «Мой Дагестан», суперфиналист конкурса «Лидеры России – 2020», входишь в сотню лучших управленцев в сфере науки и образования по версии Президентской платформы «Россия – страна возможностей», эксперт Комитета по образованию Государственной Думы, то не должна удивляться тому, что тебя незаконно увольняют через десять дней после победы в «Науке» и на следующий день после победы твоей воспитанницы Карины Алибековой в Федеральной олимпиаде «Я – профессионал». Впрочем, Бог им всем судья.

Сегодня педагогические вузы находятся в юрисдикции Министерства просвещения РФ. Надеюсь, что федеральное ведомство будет более щепетильным в отборе руководителей и поторопится с проведением выборов.

— Допустим, кто-то стоит перед выбором: соцфак или ваш факультет. Давайте расскажем абитуриенту, с какими трудностями предстоит столкнуться будущему дефектологу в процессе работы с «особенными» детьми.

— Мы предлагаем широкий спектр образовательных программ как для выпускников школ и колледжей, так и для тех, у кого уже есть высшее образование. У нас две программы бакалавриата «Логопедия и специальная психология» и «Дефектология и начальное образование», по которым мы готовим будущих логопедов и психологов, а также учителей начальных классов с дефектологическими знаниями. Также уникальной для Северного Кавказа специальностью является «Клиническая психология», поскольку мы готовим психологов для систем Минобороны, МЧС и Минздрава. В этом году нам удалось впервые получить на эту специальность бюджетные места. Для тех, у кого уже есть высшее образование, предлагаем обучение в магистратуре по программам «Клиническая психология в специальном образовании», «Логопедия» и «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Прием документов скоро заканчивается, поэтому советую всем поторопиться.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

22
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

12
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

115
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...