История с уроком географии
Самый непопулярный среди выпускников дагестанских школ предмет – география. По мнению учителей-предметников, дисциплина переживает сложные времена и находится в состоянии деградации.
Всероссийский географический диктант еще раз показал, что далеко не все знают, как называется самое глубокое пресноводное озеро мира или самый высокий вулкан у нас в стране, и, как выяснилось, некоторые даже не догадываются, что остров Сахалин находится в Тихом океане, а правый приток Волги – река Ока. Многие участники диктанта не смогли расположить субъекты Федерации с севера на юг или понять, о каком географическом объекте шла речь в отрывке из произведения русской классической литературы.
Современное школьное географическое образование сталкивается со множеством проблем. Учителям в одиночку не под силу изменить статус географии как «второстепенного» урока. Что надо предпринять в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах и вернуть былые позиции в ученическом расписании и в сознании?
На эти и другие темы наш корреспондент побеседовал с членом Дагестанского отделения Русского географического общества, учителем географии многопрофильного лицея №3 Махачкалы Тагиром Балгуевым.
— Главные причины спада интереса к географии – сокращение количества часов преподавания, плохое качество учебников и отсутствие полевых занятий, — сразу заявил Т.Балгуев. И продолжил: — Перемены, происходящие в стране и мире, вызвали сложный процесс переоценки и переосмысления социально-культурных ценностей, поменяли интересы людей. В связи с этим особая ответственность сегодня ложится на школу, которая является единственным центром знаний для детей и подростков.
А что делает система просвещения? Сокращает часы географии! Уроки по этому предмету перестали стоять в одном ряду по значимости с математикой, русским языком, литературой… Хотя это единственная наука, которая с 1845 года имеет свою общественную организацию — Русское географическое общество. Оно объединяет специалистов в области географии и смежных наук, а также энтузиастов-путешественников, экологов, общественных деятелей и всех, кто стремится узнать новое о России, кто готов помогать сохранению её природных богатств. Региональные отделения Общества действуют в каждом из 85 субъектов Российской Федерации.
До последних нововведений в образовании география еще оставалась одной из востребованных дисциплин школьного курса обучения. Ныне географию изучают только во втором полугодии 9-го класса. 1,5 часа уделяется курсу «Экономической географии России»; 0,5 часа отводится на «Физическую и экономическую географию Дагестана». На этом знакомство с географией Страны гор заканчивается. Понятно, получасовые курсы не дают должных знаний. А учебники? В последний раз материал в них обновлялся в 90-х годах. С тех пор раздел экономической географии давно устарел.
При таком подходе реформаторов у школьников волей-неволей формируется отношение к предмету как второстепенному, который не нужно учить, так как он входит в число предметов по выбору. Считаю, вопрос этот надо поднять на государственном уровне. Несправедливо, что востребованность науки напрямую зависит от ЕГЭ и ОГЭ. Сегодня географию выбирают только те выпускники, которым результаты необходимы для поступления в профильные вузы. Между тем большинство вузов, за исключением географических факультетов университетов, результаты ЕГЭ по географии не требуют.
— Неужели нет никакой возможности сделать географию интересной для учащихся?
— Можно. Но опять–таки все упирается в учебные часы. Конечно, изучать предмет интереснее на практике, в экспедициях, нежели по учебникам. Школьной программой прогулки по горам не предусмотрены, а должны бы проводиться обязательно. География лучше усваивается в природных условиях: проблемы экологии, состояние водоемов. Хорошо бы проверить в школьной лаборатории химический состав снега, дождевой воды.
— При сегодняшнем оснащении школ это реально сделать?
— Одна из проблем — нехватка оборудования, новой техники, даже вполне распространенной на сегодняшний день, такой, как интерактивная доска. В кабинете, как минимум, должен быть компьютер с Интернетом, проектор, географические и экономические карты для всех разделов географии, поурочные приборы. А на деле уроки ведутся с помощью тех же средств, которые использовались десятилетиями: бумажных карт, атласов, учебников. А чтобы получить хоть какую-либо учебную технику, учитель должен выиграть грант.
— В какой отрасли может работать молодой географ, если не считать преподавательскую работу?
— ДГПУ и ДГУ готовят учителей-географов, выпускники могут работать в Министерстве природных ресурсов, в рыбоводческих хозяйствах, ДНЦ РАН, экологических структурах, заповедниках и т.д. Но, к сожалению, многие выпускники вынуждены покинуть республику в поисках работы по специальности.
— Если исходить из результатов географического диктанта, в каких областях знаний наблюдаются явные пробелы у наших школьников?
— По этим единичным акциям серьезных выводов не сделаешь. Очень мало людей, знающих свою страну с точки зрения географии, и с каждым годом результаты все хуже и хуже. Слабые знания показывают школьники в умении работать с картой, в этнографии. Многие не понимают, что карта – самый важный источник информации. Около половины заданий в контрольно-измерительных материалах по географии или напрямую нацелены на проверку умения работать с картой, или требуют использования атласа. Чтобы исправить такое положение, надо уделять географии гораздо больше внимания, и на самом высоком уровне.