История закладывает фундамент патриотизма
Преподавание истории Дагестана в школах республики имеет очень важное значение. С этим мнением, думаю, согласятся все здравомыслящие люди. Ведь изучая события прошлого, подрастающее поколение получает уроки гражданственности, патриотизма, осознает свою сопричастность к судьбе родного края, к судьбе страны.
Сегодня, как никогда, вопросам исторического знания следует уделять самое пристальное внимание, о чем не раз говорил в своих выступлениях Президент России В.В. Путин. Казалось бы, общество должно быть заинтересовано в том, чтобы фундамент исторической памяти был прочным, а знания достоверными. Но что происходит на деле? Давайте разбираться.
Вопрос подготовки и издания учебников по истории Дагестана для школ уже давно на слуху. Педагогическое сообщество неоднократно сетовало на то, что имеющиеся в наличии учебники не соответствуют современным требованиям, они логически непоследовательны, а текст сильно академизирован, вызывает трудность восприятия материала учениками и даже самими учителями. Однако ситуация не меняется, воз, что называется, и ныне там.
По словам руководителя Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН Рамазана Абдулмажидова, последние 30 лет новые учебники не печатаются, а старые обветшали, к тому же их нет в необходимом количестве.
– В 2017 году Министерство образования и науки РД обратилось к нам с просьбой подготовить линейку учебников для средних школ, – говорит Абдулмажидов. – И мы, отложив все свои дела, начали эту работу.
Была сформирована команда в составе докторов исторических наук Мирзабека Мирзабекова, Муртуза Гаджиева, Эльмиры Далгат и кандидатов исторических наук Шарафутдина Магарамова, Арсена Муртазаева, Рамазана Абдулмаджидова и Лейлы Каймаразовой.
– Поскольку в школах республики историю Дагестана изучают с 8 по 11 классы, к концу 2018 года было подготовлено 4 учебника. Согласно договору, заключённому между авторским коллективом и издательством «Просвещение» (г.Москва), подготовленные учебники нельзя передавать кому бы то ни было, копировать их, выставлять в открытых источниках. Мы согласились и с этим, – отмечает руководитель коллектива авторов, историк-кавказовед, заведующая отделом новой и новейшей истории Дагестана Института Эльмира Далгат.
В 2019 году эти учебники были направлены в издательство и потом возвращены с пожеланиями и замечаниями. По одному из замечаний историю Дагестана необходимо было синхронизировать с преподаванием истории России, которую в школах начинают изучать с 6 класса. К концу того же года, исправив недочеты, учебники направили повторно и издательство их одобрило.
Тексты учебников авторы отнесли к заказчику – Минобрнауки РД. Спустя некоторое время, после рецензирования, тексты вернули с предложениями, пожеланиями и замечаниями. Перед коллективом авторов стояла новая задача – историю Дагестана решено изучать и в 11-м классе. В итоге историю XX века, которую изучали только в 10 классе, разделили на две части, дополнив современным этапом.
– Пока мы работали, – говорит Эльмира Далгат, – случилось неожиданное и неприятное: «История Дагестана» была исключена из федерального списка предметов, обязательных для изучения, значение предмета резко упало. А нужно ли вообще изучать, теперь решает директор школы. Однако, как показывает практика, детей готовят к ЕГЭ и не нагружают факультативами, в число которых внесли историю родного края. Почему-то Минобрнауки не имеет права обязать школы изучать историю Дагестана хотя бы раз в неделю. Как результат, растёт поколение, не знающее свою историю. Боюсь, как бы нам не пришлось сильно пожалеть о том, что так пренебрежительно отнеслись к вопросу. Наши чиновники, от которых зависит издание книг и преподавание дисциплины, должны задуматься над этим. Незнание целым поколением истории своего края, особенно в таком сложном регионе, как Северный Кавказ – полиэтническом, поликонфессиональном – чревато последствиями.
– Вместо того чтобы изучать историю родного края, проводят уроки труда или какие-то другие, – говорит Рамазан Султанович. – Эта ситуация складывается в том числе из-за отсутствия учебных пособий. История закладывает фундамент патриотизма, но, к сожалению, у нас растет поколение без внутреннего стержня.
Говоря о значении предмета, Эльмира Муртузалиевна подчеркнула, что из простого человека, гражданина страны сделать патриота можно только в том случае, если он знает историю, свои корни.
– Глава государства в свете последних событий на Украине часто говорил о значении преподавания истории, – продолжает она. – Это действительно важно. В умы молодежи, не знающей свою историю, можно вложить любые реакционные мысли, ею легко манипулировать. И в такой ситуации получается, что фундаментальный коллективный труд сотрудников института по сути никому не нужен. А ведь к подготовленной линейке учебников подобраны снимки, архивные документы, иллюстрации, карты…
По ее словам, на издание учебников по истории Дагестана для всей республики необходимо почти 130 млн рублей. Денег на эти цели у отраслевого министерства не было в прошлые годы, судя по всему, не предвидится финансирование и в последующем. Дагестан – республика дотационная и найти такую сумму сразу сложно. Но почему бы не пойти по другому пути, например, издать в следующем году часть книг, обеспечив тем самым школы хотя бы несколькими учебниками, а затем выпустить и остальные. Сумма в таком случае будет подъемной. К тому же можно привлечь меценатов, бросив клич, благо, среди дагестанцев немало патриотов.
– Я выступала с этой проблемой на различных площадках, в том числе в СМИ, – рассказывает Эльмира Муртазалиевна. – После очередного выступления ко мне подошёл директор одного издательства и предложил издать учебники в более популярном варианте для широкого круга дагестанцев. Предложение заманчивое, но опять-таки по договоренности с издательством «Просвещение» мы не имеем на это права.
Будем надеяться, вопрос решится. Наверняка руководство республики понимает его важность и поэтому найдёт возможность издать столь необходимые для школ республики учебники по истории Дагестана, которая, хочется верить, вновь станет предметом, обязательным для изучения.