X

Язык земли родной

Для нее родная речь подобна животворному роднику, кислороду, питающему каждую клеточку. Это что-то большее, чем предмет в школе. Это суть, пробуждающая связь с корнями, передающая по наследству трепетный язык родной земли.

От истоков

В народе говорят: где родился, там и сгодился. Там, где всё, что тебя окружает – ближний круг, земляки – только прибавляет желания трудиться. Тут ощущаешь себя частью большой семьи…

Родовое село нашей героини – Куркент Сулейман-Стальского района. Вся жизнь Гюзел Алиевны Меджидовой (на снимке с учениками) прошла здесь. Говорит, что не могла выбрать для себя иную судьбу, ведь на роду ей было написано стать учителем – настоящим, в строгом костюме, образ которого близок и понятен, несмотря на веяния времени. Улыбается: «А разве педагог может выглядеть иначе?»

Сельский просветитель Гюзел Алиевна, для которой родовое село – центр притяжения, словно из другой жизни. И становится понятным ее стремление к сохранению устоев и традиций, формировавшихся веками, влияющих на образ жизни горцев, возможность сохранять мышление, что зовется народной мудростью, идет от истоков.

– Жизнь берет свое, район меняется, и сегодня муниципалитет трудно отличить от города. И люди ведь тоже обретают иные характеристики, мыслят по-другому, ощущается влияние современных информационных технологий. С одной стороны, это хорошо – весь мир перед тобой, пусть даже на экране гаджетов. С другой, и это беспокоит больше всего, они лишают горцев того, что роднит, создает условия для сохранения идентичности, так или иначе превращая нас в граждан мира, – сетует педагог.

И в этом случае для Гюзел Алиевны, преподавателя родного языка и литературы МКОУ «Куркентская СОШ № 1 им. М. М. Рагимова», родное слово представляется чем-то большим, чем профессиональное ремесло. Для нее это смысл жизни, а еще возможность заложить в души своих учеников любовь к своей земле, языку – проводнику исторического прошлого, связывающего его с настоящим и будущим. Она педагог с 46-летним стажем, для которого не существует проблем в обучении сельских ребят.

– Учитель обязан и сам учиться, познавать, чтобы интерес в глазах ребят никогда не гас, – считает Гюзел Меджидова. – Я строю образовательную деятельность, стремясь повысить качество образования, ставя новые педагогические задачи, выстраивая индивидуальные маршруты для каждого из своих воспитанников. Вместе мы создаем мультимедийные презентации к урокам, используя различного вида форматы: тесты, кластеры, индивидуальные карты для интерпретации уроков родного языка и литературы.

Что немаловажно, ею разработаны тематические уроки с учётом индивидуальных особенностей учащихся, применяется личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Как никто другой зная психологию ребенка, учитель умело раскрывает способности ребят и во внеучебной деятельности, добиваясь самовыражения, создавая условия для творчества, положительную мотивацию, эмоциональный климат, не допуская стрессовых ситуаций.

Историческая память

Применяя индивидуальные образовательные методики, Гюзел Алиевна повышает ответственность за результаты своего труда. И прибавляет, что если во всё, что ты делаешь, не вложить душу, то сложно добиться интереса к тому же родному языку, литературе. Ведь иному родителю представляется, что носителю языка не так важно увлечение родной речью. Нет осознания, что это национальная сокровищница, свод традиций самобытного искусства, живого слова. Это исторический материал, фольклор, повествование о национальных героях, современниках, прославивших родной край.

Гюзел Алиевна вспоминает, что её желание учительствовать изначально было связано с родословной: дед по матери Мирзехан Муртузалиевич, его брат Гаджибуба для нее и по сей день остаются вечной памятью, источником знаний о селе. Накануне войны известный в ауле кузнец Мирзехан отправился за покупками в соседний Азербайджан, привез подарки для невесты Гаджибубы, модный в те не очень сытные времена тростниковый сахар. Мать Абидат радовалась, семья готовилась к свадьбе. Но оба ее сына ушли добровольцами на фронт и так и не вернулись с войны. На старшего пришла похоронка, а младший пропал без вести.

Районный военком тогда позвал Абидат к себе, сообщил о смерти сына и вручил полагавшийся ей кусок ткани, а она заплакала, прижав ее к груди, причитая громко-громко. «Моя прабабушка прожила 107 лет и всю свою жизнь ждала пропавшего сына, – рассказывает Гюзел Алиевна. – Много лет спустя сведения о нём всё же удалось найти в военном архиве.

– Историческая память ведь неразрывно связана с героическим прошлым села, района, символами сражений Великой Отечественной войны, – рассуждает педагог. – Это один из важнейших воспитательных компонентов и сейчас, во время проведения специальной военной операции.

Она вновь возвращается в далекие юношеские годы, вспоминая, что когда пришло время выбора, решила для себя – станет учителем в родном селе. И нет для нее ничего дороже памяти о дорогих людях, погибших в войне с фашизмом.

– Вот так сложилась жизнь, – говорит она, – но я ни о чём не жалею. Мне кажется, что нет земли красивее и лучше, чем та, на которой я живу. Четверо детей родилось в моей семье Меджидовых. Несмотря на то, что на селе жизнь нелегкая, но крепкий у меня характер, – улыбается Гюзел Алиевна, рассказывая о своих родных.

Замуж она вышла за своего односельчанина Меджида Миралиевича, он работал в банке, а она училась заочно на русско-дагестанском отделении в ДГУ, растила детей, каждый из которых получил высшее образование. Старший, Артур, тоже закончил ДГУ, экономический факультет, теперь он начальник районного УСЗН, младший, Вадим, – учитель труда, а еще занимается тренерской работой. Дочь Анжелика тоже выбрала учительскую стезю, преподаёт родной язык. Зарема – врач-эндокринолог. И для них родное слово – первооснова…

Всегда сначала учитель

Пропагандист Гюзел Алиевна во всем старается найти здравое зерно, что дает обильные всходы. Где только она ни побывала вместе со своими учениками, прививая им любовь к родной земле. Замечает, что ТОКС должен стать одной из самых необходимых школьных дисциплин, когда поиск погибших односельчан, дагестанцев превращается в главный урок по духовно-нравственному воспитанию. Как и «Разговор о важном», где многое воспринимается сквозь призму спецоперации, в которой участвуют близкие, братья, сестры… «Это не просто внеклассное мероприятие, а показательный урок о чести и достоинстве, о подвиге и самопожертвовании во имя Родины», – говорит Меджидова.

Её интересно слушать. Она увязывает школьные программы со многими слагаемыми, формирующими личность. И вновь вспоминает прабабушку, знавшую тот редкий исконный бесценный язык, который уходит и который необходимо возрождать, акцентируя внимание не на повседневной разговорной лексике, а на интерактивном литературном языке.

Педагог преподаёт в 5–11 классах, где на литературу выделяется один час в неделю, на грамматику родного языка – два часа. Но не жалуется на нехватку времени, подчеркивая, что многое можно успеть, если четко выстроить свой рабочий график, использовать каждую минуту. В подспорье ей и учебники третьего поколения, в которых содержится образовательный, творческий компоненты, что позволяет проводить научные психолингвистические эксперименты, связанные с восприятием детьми эмоций, вызванных знакомством с устным народным творчеством, современными классиками, поэтическими, прозаическими текстами известных произведений. Ученики Гюзел Алиевны участвуют в школьных олимпиадах по родному языку, а победители – в муниципальных, республиканских.

«Мы любим тебя!»

Ей присущ постоянный поиск по развитию современных образовательных технологий. Гюзел Меджидова автор методического обоснования ЕГЭ по родному языку, уже обретшего среди коллег, учащихся невероятную популярность. С успехом педагог использует технологии развивающего, проблемного, разноуровневого обучения, коллективную систему, решение изобретательских задач, исследовательские методы.

Заслуженный учитель РД, отличник народного просвещения РФ, она добивается успеха, применяя деятельный метод, позволяющий обеспечивать систематическое включение детей в процесс самореализации, самоопределения, проектные методы обучения, дебаты, дискуссии, диалоговые методики, модульное и блочно-модульное обучение.

Для неё важно, чтобы каждый ученик активно участвовал в проведении урока, был заинтересован в изучении рабочего материала. Автор многочисленных методических разработок по родному языку, Гюзел Алиевна делится богатым педагогическим опытом с коллегами. И сама с интересом знакомится с авторскими педагогическими языковыми разработками. Заядлая театралка, она ставит вместе со своими подопечными «живые» сказки, вызывающие неподдельный интерес у учащихся, а еще пишет стихи. И ребята отвечают ей непременным: «Учительница, мы любим тебя… Ты для нас, как мама!».

Статьи из «Год педагога и наставника»