Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили на заседании Совета при Главе РД по науке и образованию с участием руководителя республики Сергея Меликова и депутата Госдумы Султана Хамзаева.
Подробно об итогах Года педагога и наставника в Дагестане и об основных направлениях развития системы образования республики в Год семьи рассказал профильный министр Яхья Бучаев. Вместе с тем руководитель ведомства озвучил ряд проблем, в том числе упомянул и вопросы повышения качества образования.
Школы Дагестана подготовили немало блестящих выпускников – 29 школьников сдали ЕГЭ на 100 баллов и смогли поступить в лучшие вузы страны. Но не всё так радужно. Буквально накануне заседания Совета «Дагестанская правда» опубликовала актуальный материал Ширвани Айгунова под названием «Генералы стали ГенИралами», который как нельзя кстати оказался своевременным и отражающим суть проблемы, ставшей предметом обсуждения авторитетных специалистов.
Еще раньше, в октябре 2021 года, вышел материал автора этих строк под заголовком «Молодёжь и литература», в котором был поднят больной вопрос об уровне образования нынешних школьников и студентов-гуманитариев. Суть обеих статей отражает мнение, что изменение фундаментальных азов школьной программы повлекло за собой крах огромной системы по формированию здоровой личности.
Наше скромное мнение о том, что в системе образования срочно нужны по меньшей мере преобразования, а по большей – революция, родилось не на пустом месте. В системе выявились существенные просчеты, которые породили малообразованных новых россиян, стобалльников пресловутого ЕГЭ с его подрывным замыслом, допускающих ошибки в каждом слове проверочного диктанта на знание русского языка и литературы.
Столь нелицеприятное мнение о сущности и полезности ЕГЭ давно имело место в кругах активных и неравнодушных педагогов. Вот и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Борис Ханукаев говорил в этой связи, что он не сторонник ЕГЭ. По его мнению, с введением этого европейского стандарта наша система образования многое потеряла, а нынешняя дает лишь поверхностные знания, и дети не могут грамотно выразить свою мысль в письме. Классическое же образование давало глубину знаний, их осознанность, тот фундамент, на основе которого человек дальше развивался в любом направлении.
Доцент журфака МГУ Анастасия Николаева, говоря о качестве знаний абитуриентов, отметила, что ошибки они делают практически в каждом слове, в результате чего искажается его смысл до неузнаваемости. «Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, a их условное воспроизведение. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню… Суровый, бесчеловечный эксперимент провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков…», – считает Николаева, называя происходящее национальной катастрофой.
Напомним, ЕГЭ стало детищем принятого в Европе в 1998 году Болонского процесса, куда вошли почти все страны континента. Суть системы состоит в том, чтобы создать единые образовательные стандарты, которые должны помочь студентам, выпускникам и сотрудникам «передвигаться» между странами и университетами. В дальнейшем молодой человек сможет трудоустроиться в европейские компании и быть конкурентоспособным специалистом.
Однако глава государства Владимир Путин считает, что отмена ЕГЭ не поспособствует улучшению образования. Да, минусы есть, но для детей с периферии с введением в нашей стране госэкзамена открылась возможность учиться в ведущих вузах России. Действительно, нынешняя система дала возможность нашим детям поступить в столичные вузы. А вот успешно их окончить, вероятнее всего, им позволила как раз полученная подготовка в школах, в которых еще не изжита была система обучения, принятая в СССР.
Кстати, по авторитетным мнениям многих зарубежных специалистов, она была одной из лучших в мире. В противном случае, никакие разговоры об ущербности современной системы образования вообще бы не возникли. Да и в создании Совета при Президенте РФ по русскому языку и Совета при Главе РД по науке и образованию не было бы необходимости.
А в это время Рособрнадзор заявил, что введение дисциплины «литература» в список обязательных предметов для сдачи ЕГЭ не планируется, и подчеркнул, что необходимости в обязательном экзамене по литературе нет. В ведомстве считают, что средством проверки речевого уровня развития выпускников служит итоговое сочинение, которое является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. «Проведение обязательных ЕГЭ по литературе и другим предметам, кроме русского языка и математики, в ближайшей перспективе не рассматривается», – сообщили в пресс-службе ведомства.
Однако не стоит грустить. Одним из способов вывести качество образования на более высокий уровень являются, на наш взгляд, мероприятия, направленные на сохранение историко-культурного наследия Дагестана. В школах республики внедрены обязательные уроки по родным языкам и родным литературам, образовательными организациями проведены масштабные мероприятия к 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова с охватом более 1 млн человек. Закуплены почти 177 тысяч учебных пособий по истории Дагестана, около 200 тысяч – по родному языку и литературе, 85 тысяч – по географии Дагестана. Об этом на вышеназванном заседании говорил министр образования и науки Яхья Бучаев.
Иллюстрацией к выступлениям на этом форуме стали творческие поделки первоклассников разных школ республики, рожденные в их неокрепшем сознании в результате работы с пособием «Мой Дагестан. Край, в котором я живу». Презентация включила также выступления детей со стихами поэтов, показ национальных костюмов, обмен опытом и впечатлениями специалистов от участия в программе.
Глава Дагестана Сергей Меликов обратил внимание руководителей городов и районов на необходимость обеспечения многообразия программ детского дополнительного образования. С целью повышения качества преподавания ведется поэтапная реализация мероприятий, направленных на ликвидацию дефицита педагогических кадров, повышение уровня профессионального мастерства и компетенций педагогов.
По словам профильного министра, дефицит кадров составляет более 200 педагогов. Не это ли главная причина недостаточной грамотности учащейся молодежи? А почему в педагогические вузы не идут наиболее способные выпускники школ? Почему престиж профессии с каждым годом падает? Ответы на эти вопросы лежат на поверхности – заработная плата педагогов. Даже самому последнему клерку на госслужбе платят больше, чем самому опытному школьному учителю. Хотя в Дагестане работает программа «Земский учитель», но и она не решает всей проблемы нехватки специалистов.
Глава Дагестана очень кстати напомнил на Совете слова, что «войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя», подчеркнув значимость роли педагогов. И эту значимость нужно поднимать.