Этнокультурное воспитание дошкольников
В нашей стране в последние годы государственная образовательная политика направлена на решение ключевых вопросов возрождения культуры и духовности, что крайне важно для воспитания подрастающего поколения, особенно в дошкольном возрасте.
Так, в Указе Президента РФ В. Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» четко определены традиционные ценности, на которых с малых лет следует воспитывать человека. В их числе «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Такая установка ключевых вопросов образования и воспитания требует максимально пристального внимания к изучению, возрождению и сохранению веками сложившейся у каждого народа России прогрессивной этнокультуры и этнопедагогики.
Этнокультурное образование, отметим, – это процесс, в котором цели, задачи, содержание и технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное образование с дошкольного возраста должно обеспечить развитие личности, мотивации и способности в различных видах деятельности, охватывать определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
В исследованиях дагестанских ученых, посвященных проблеме образования и воспитания на основе национальной культуры народов нашей республики, раскрываются вопросы духовно-нравственного воспитания. Профессор Ш. А. Мирзоев один из первых исследовал проблему педагогической культуры народов Дагестана. В своей монографии «Народная педагогика: словесные средства воспитания» он раскрывает роль родного языка как важнейшего ключевого фактора изначального и последующего воспитания детей. В другой монографии «Народная педагогика Дагестана: содержание, формы, методы воспитания» автор подробно, доступно и всесторонне рассматривает средства, формы и методы традиционного народного воспитания человека в игре, в труде, на общественных мероприятиях, на годекане и т. д.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников всегда было и ныне остаётся стержневым в воспитании детей на основе традиций и обычаев дагестанского народа
Работы Ш. А. Мирзоева – это благодатный познавательный материал для использования в работе педагогами дошкольных образовательных организаций. Особо хочется отметить его солидную монографию «Культура Дагестана – основа формирования человека» (народный кодекс этнокультурного воспитания), где педагогически целенаправленно и методически умело раскрыт исторически наработанный и веками апробированный народами Дагестана образовательно-воспитательный потенциал.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников всегда было и ныне остаётся стержневым в воспитании детей на основе традиций и обычаев дагестанского народа. Традиции своими корнями уходят в далекую древность, так или иначе связаны с укладом семейной жизни народа, его бытом. Они, как правило, регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств.
Именно на такую методику обращает внимание Л. Ш. Изиева в своей работе «Формирование культуры межнационального общения старших дошкольников и первоклассников на традициях этноэтикета народов Дагестана». Наиболее важными в педагогическом плане она считает приобщение детей к этикетным нормам: уважение к старшим, гостеприимство, приветствие, обращение, благопожелания.
Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте традиционные этикетные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, представления о нравственных нормах являются базой, на которой в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие и формирование традиционного этикетного поведения. Преемственность является одним из главных условий непрерывности и эффективности воспитательных воздействий в народной педагогике Дагестана.
Настоятельная необходимость формирования у дошкольников дисциплинированности с учетом этических традиций отмечает Х. А. Тагирова. По ее мнению, дисциплинированность подразумевает широкий спектр нравственных качеств: трудолюбие, порядочность, уважение к старшим, забота о ближнем, знание и соблюдение морального кодекса. Национальной чертой, характеризующей дисциплинированность, является сдержанность поведения, проявляющаяся во всём чувство меры. У дагестанских народов из глубины веков идет понятие «намус», которое переводится как честь, совесть.
Проблеме традиций уделено внимание и в работах Б. Ш. Алиевой, связанных с вопросами семейного воспитания детей разного возраста. Она рассматривает народные традиции с точки зрения воспитательного влияния, связывая их с народной педагогикой Дагестана. Именно в семье формируются, выращиваются социальные и культурные ценности подрастающего поколения, которые передаются старшими младшим.
В период духовного обновления общества неоценимую роль в воспитании детей играет возрождение национальной культуры и приобщение дошкольников к народному и декоративно-прикладному искусству. На протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов. Проблема приобщения детей к народному искусству непосредственно рассматривается в работах М.М. Байрамбекова. Он раскрывает средства, формы и методы, дает целую систему занятий духовно-нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания дошкольников путем их ознакомления с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана.
Важное значение в воспитании дошкольников имеет устное народное творчество – незыблемая история народа. Оно располагает большим историко-познавательным и идейно-воспитательным потенциалом, является основным источником, где отражено миросозерцание простых горцев.
Не случайно известный дагестанский ученый, педагог, писатель А. Ф. Назаревич, работавший на филфаке ДГУ, половину жизни отдал собиранию, изучению и систематизации устного народного творчества Страны гор.
Неразрывной частью каждой национальной и всей общечеловеческой культуры является физическая культура. И тут есть на что опереться педагогам и воспитателям дошкольных организаций. Так, например, в работах Н. А. Асадулаевой показаны особенности дагестанских народных игр как средство воспитания личности ребенка на основе традиций народной педагогики.
Таким образом, этнокультурное содержание дошкольного образования непосредственно связано с разработкой региональной образовательной программы дошкольного образования, в основе которой – формирование национальной идентичности, воспитание уважения к традиционным ценностям народов Дагестана, чувство патриотизма у дошкольников и приобщение их к основным компонентам народной культуры: фольклору, музыке, декоративно-прикладному искусству, труду.