Как генерал стал… генИралом…
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака МГУ Анастасии Николаевой. Тема весьма болезненная – кадры. Если быть точнее – будущие кадры.
Так вот, отвечая на вопрос: «Подтвердили ли первокурсники оценки, c которыми поступали?», она с сожалением констатировала, что результаты проверочных работ «оказались чудовищными». Из 229 человек на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18 %. Остальные 82 % (среди них и cтoбaлльники ЕГЭ) допустили в среднем по 24–25.
«Практически в каждом слове по 3–4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие просто невозможно. Фактически это и не слова, a их условное воспроизведение», – сокрушается преподаватель.
Происходящее Анастасия Николаева называет национальной катастрофой.
«ЕГЭ уничтожил наше образование на корню… Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков… И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. A значит, мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество…», – говорит доцент.
Ну и неутешительный вывод: «незнaю», «генирaл» и «через-чюp» – возможно, именно такое написание слов читатели увидят в газетах лет через пять, когда те же первокурсники получат свои дипломы».
На первый взгляд положение, что называется, хуже губернаторского, самое время кричать «караул». С другой стороны, те, кто по долгу службы сталкивается с нынешними студентами, не первый год обращают внимание на следующий аспект: конечно, некоторая их часть – очень умные и эрудированные ребята, стремящиеся к знаниям, самосовершенствованию, однако уровень подготовки большинства таков, что даже советские троечники на их фоне выглядят чуть ли не научными светилами.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Борис Ханукаев говорил в этой связи следующее: «Я не сторонник Единого государственного экзамена, считаю, что с введением ЕГЭ и ОГЭ наша система образования многое потеряла. Классическое образование давало глубину знаний, их осознанность, тот фундамент, на основе которого человек дальше развивался в любом направлении. Понятно, что федеральные государственные образовательные стандарты определяют тот минимум знаний, который ученик должен получить на каждом этапе обучения в школе, и подстроены они под ЕГЭ и ОГЭ. И тут мы можем говорить всего лишь о поверхностном срезе знаний. Интересно, что тестирование первоначально было введено как альтернатива для детей, не способных самостоятельно свободно выразить свою мысль, а мы, к сожалению, взяли эту систему за основу нашего образования».
То есть к этому всё и шло. Чему тогда удивляемся?
Правда, по мнению Ханукаева, ЕГЭ отживет свое, придут другие образовательные принципы, которые будут стимулировать познавательные способности детей.
Гусейн Давыдов – учитель биологии, за плечами которого 60 лет педагогического стажа. Он убежден: перемены в отрасли давно назрели, необходимо вернуться к традиционной для нашей страны системе обучения.
«Всё новое – хорошо забытое старое, поэтому оно всегда остается или возвращается», – отмечает наш собеседник.
Учитель физики Магомедамин Мурадов, коллега Давыдова, и вовсе называет ЕГЭ чистым вредительством.
Тем не менее сегодня об отмене речи не идет, во всяком случае пока. Но обсуждаются возможности совершенствования единого госэкзамена.
Выступающие за единое тестирование, выдвигают следующие аргументы:
он обеспечивает одинаковый уровень базовых знаний, с которыми выпускники покидают школу, а это помогает упорядочить учебный процесс по всей стране;
ЕГЭ – инструмент борьбы с коррупцией в школе и в вузе при поступлении абитуриентов, ведь результаты оценивает машина, которую невозможно подкупить; наконец, введение ЕГЭ облегчает поступление в вузы страны, теперь в престижное заведение могут пробиться и школьники из регионов, что было почти невозможно раньше.
Глава государства Владимир Путин, выступая в марте прошлого года на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, также указывал на то, что отмена ЕГЭ не поспособствует улучшению образования. Да, тут есть минусы, но опять-таки для детей с периферии открываются возможности учиться в ведущих высших школах России.
Куда мы идем и к чему в итоге придем? Время покажет. Очевидно, что и так, как сейчас, тоже нельзя. А то, глядишь, генерал и впрямь станет… генИралом. Ошибки при написании элементарных слов, с одной стороны, пример вопиющей безграмотности, с другой – здесь налицо пробелы в базовых знаниях.
Напомним, ранее в соответствии с указом Президента РФ было объявлено о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в 2023–2026 учебных годах в шести отечественных вузах. Он подразумевает замену бакалавриата базовым высшим образованием, а магистратуры – специализированным. Сроки обучения могут варьироваться и устанавливаться самими вузами. Задача эксперимента – рассмотреть различные модели и возможные решения в рамках новой системы высшего образования. Согласно принятому документу, в ней устанавливается несколько уровней обучения. Непосредственно высшее образование – базовое и специализированное, а профессиональное – аспирантура. Под специализированной подготовкой понимается магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка.
Сроки обучения на разных уровнях составят: в базовом высшем – от четырех до шести лет; в специализированном – от одного года до трех лет в зависимости от направления подготовки, специальности, конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы.
Эксперимент рассчитан на три года. Несмотря на это, Минобрнауки ожидает ключевые изменения в 2023/24 учебном году, а массовый переход на новую систему высшего образования произойдет в 2025-м.