Купить PDF-версию
17:40 | 23 декабря, Пн
Махачкала
X
09:15 07.06.2018

Какой учитель нужен школе

Александр Магомедов, заслуженный учитель РД
Выпуск - 2018 №№ 153-154
42

Педагогическое мировоззрение современного учителя начинает формироваться в вузе. И здесь вузовскому сообществу предстоит сделать еще многое для ориентирования выпускника – будущего учителя – на каждого ребенка, на глубокое осознание и органичное принятие гуманистических идей воспитания.

Пока это не станет убеждением, правилом профессиональной жизни начинающего педагога, вряд ли он сможет современно преподавать, учить и воспитывать. Практически каждый выпускник вуза на первых этапах рассуждает о правильности выбора профессии, имеют место переживания о материальном благополучии, о том, что даже за мало-мальски негативные процессы, происходящие в подростковой и молодежной среде, сразу же обвиняют школу.

Другой вопрос, сможет ли она без ощущения внутренней силы и эмпирического понимания своей миссии привить своим воспитанникам свободу мышления, принципы общечеловеческих ценностей, идеи патриотизма? Сумеет ли отвратить их от эгоизма, аморальности, вражды и ненависти? Осознание особой роли учителя в обществе накладывает высокую мировоззренческую ответственность на педагогический вуз и колледж.

От того, какие взгляды и убеждения прививает новому учителю среднее специальное и высшее педагогическое учебное заведение, и что будет трансформировать он своим ученикам, зависит состояние школьной социокультурной среды и опосредованно общества в целом.

В повседневной, рутинной работе­ учителя, содержании и организации образовательной деятельности на уроке нам диктуют условия федеральные государственные образовательные стандарты, однозначно повлиявшие на учебный процесс. Они косвенно подталкивают учителя к пониманию, какого человека ждет общество.

Что мы выносим из знакомства с требованиями ФГОС? Не всем и не всегда удается настроиться на сотрудничество с учениками, предлагать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность подопечных. Не каждый учитель способен работать творчески, как того требуют новые стандарты, затрудняя себя поиском мотивации ученика к познанию окружающего мира, демонстрацией ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных знаний, а, наоборот, необходимая подготовка к жизни, ее узнавание. Ведь тогда урок нужно будет насыщать обменом мнениями, выявлением спорных вопросов, построением системы доказательств и многими другими приемами и методами. То есть урок придется строить по совершенно иной схеме: отказаться от объяснительно-иллюстративного метода работы, способствуя взаимодействию самих учеников. Они должны будут стать живыми участниками образовательного процесса.

У школьника сегодня формируются фрагментарное мировоззрение, знания по каждому отдельному школьному предмету, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом также порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Школа сегодня заинтересована в высоком уровне профессионализма своих педагогов. Повышение их профессионального уровня – необходимое условие модернизации системы образования. А это произойдет лишь тогда, когда сформируется система профессионального роста и развития педагогов. Именно поэтому государство продолжает искать оптимальную систему повышения квалификации и аттестации учителей, моральных и материальных стимулов. Сохранить в школе лучших учителей, пополняя штат новым поколением педагогов, способных работать в новых условиях, – важнейшая государственная задача.

Что еще мешает быстро и качественно перейти к новой парадигме образовательного процесса? Что необходимо сделать для его модернизации? Это фундаментальные вопросы современного образования. Ответы надо искать, обсуждать, идеи проверять и внедрять.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

22
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

12
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

114
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...