Карьера айтишника начинается в школе
Цифровизация России, собственно, то, что страна в последнее десятилетие осваивала IT-технологии, без сомнений, является предметом гордости и надежд. По оценке международной исследовательской и консалтинговой компании IDC, в 2020 году объем российского IТ-рынка достиг $24,18 млрд, и, если планы Минцифры РФ реализуются, его объем к 2024 году приблизится к отметке $50 млрд.
Доля цифровой отрасли Дагестана в этих масштабных цифрах, конечно, незначительна. Однако потенциал у республики достаточно велик. Прежде всего выводы такие основываются на темпах растущей доступности интернета в дагестанских городах и селах. Инфраструктура интернета вопреки сложным географическим особенностям нашей республики, труднодоступным горам прежде всего одна из развитых и разветвлённых в стране.
Однако в Дагестане на достигнутом останавливаться не желают. Количество сел Нагорного Дагестана и предгорья, имеющих доступ к интернету, неуклонно растет. В рамках первого этапа программы «Устранение цифрового неравенства» (УЦН) в 2021 году построено более 2600 км ВОЛС, скоростной интернет подведен в 309 сел в 40 районах Дагестана. А в текущем году согласно второму этапу программы УЦН-2.0 скоростной интернет будет еще и в самых малых селах, где проживают совсем немного людей – от 100 до 500 человек.
Интернет – это кровеносная система. Его наличие вкупе с информационными технологиями сулит развитие экономике, образованию, медицине и многому другому. Но нужны специалисты, и для того в стране запущен всероссийский образовательный проект «Урок цифры».
«Быстрая разработка приложений», представленная экспертами «Фирмы 1C», стала очередной темой «Урока цифры» в рамках Всероссийского образовательного проекта на базе МБОУ «СОШ № 50» (на снимке).
Старшеклассники махачкалинской школы принимали гостя – министра цифрового развития РД Юрия Гамзатова. Перед началом урока он вкратце рассказал ребятам о федеральном проекте и задачах, которые тот призван разрешать. Со слов министра, информатизация, охватывающая практически все сегменты экономики и сферы жизни граждан страны, бурно развивается, профессия айтишника востребована и почетна. Проект «Урок цифры» нацелен заинтересовать подрастающее поколение и обучить школьников основам информатики и программирования.
Внимание, которое уделяют республиканские власти проекту, несомненно, воздействует на восприятие «Урока цифры» учащимися школ. В этот день в классе присутствовали, помимо министра цифрового развития, также директор школы и заместитель министра образования Дагестана. Онлайн в уроке приняла участие и представитель компании «1С», призвавшая учащихся к активному участию во всероссийском проекте.
Судя по реакции и волнению ребят, урок останется в их памяти надолго. Сама технология подготовки лекций и богатый инструментарий, с которым подается материал, разумеется, способствуют этому. Видеопрезентации, выступления ведущих и руководителей айти–отрасли страны, а еще ко всему возможность попрактиковаться на информационных сервисах детей явно заводит.
Организаторы проекта «Урок цифры» – AHO «Цифровая экономика», Минцифры России, Минпросвещения России в партнерстве с ведущими технологическими компаниями России – лидерами цифровой трансформации – для этого и старались. Урок состоит из видеороликов и интерактивного тренажера для закрепления знаний.
Специалисты «Фирмы 1C» не только рассказали, но и показали, как легко, качественно и в то же время быстро разрабатывать прикладные программные продукты. Школьников ознакомили с особенностями и методами разработки программ с использованием специализированных средств (low-code-платформы). Закрепили знания на тренажере (а он представляет собой более 50 заданий различного уровня сложности), ориентированном на детей начальной, средней и старшей школы. При решении каждой задачи развиваются умения понимать техническое задание, создавать алгоритмы, разбираться в предметной (отраслевой) специфике работы предприятия.
Самое главное, считают его организаторы, «Урок цифры» по теме «Быстрая разработка приложений» наглядно показывает школьникам и их родителям, что в реальности программирование и ИТ могут быть доступнее, чем кажутся на первый взгляд. Вместе с тем урок не снижает ценности ИТ-образования и подчеркивает, что чем лучше специалист овладевает программированием, чем глубже осваивает конкретные технологии, тем больше будут его возможности.
«ИТ-навыки расширяют возможности работы специалистов практически в любой сфере деятельности, а low-code– платформы внедряются во все отрасли экономики и госсектор. Знания, которые сегодня получают школьники, могут стать началом их карьеры в ИТ и точно пригодятся и в творческой, и в управленческой работе. Интересно узнать, каким секторам экономики сейчас симпатизируют школьники и какую стратегию они выберут в новой образовательной игре «Урока цифры», – прокомментировала Татьяна Трубникова, директор Департамента координации программ и проектов Минцифры России.
В дополнение к «Уроку цифры» по теме «Быстрая разработка приложений» «Фирма lC» планирует предложить самым смелым школьникам попробовать себя в практическом решении подобных задач в реальной (не игровой) среде low-code, а для самых креативных предложить конкурсное задание самостоятельно придумать новые кейсы и тем самым попробовать себя в роли постановщика задач для разработки приложений на low-code-платформах.