Книжное царство № 57
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах свежей типографской краски, манящий шелест новых книжных страничек... У каждого читающего человека в памяти остается день, когда он впервые переступил порог школьной библиотеки и навсегда связал свою жизнь с книгами.
В преддверии Международного дня школьных библиотек (отмечается ежегодно в 4-й понедельник октября) предлагаю отправиться со мной в увлекательное путешествие в мир книг, нашедших пристанище в Махачкалинской школе № 57. За пару часов, проведенных за библиотечной стойкой, мы узнали, какие книги интересны современным школьникам и почему они так спешат в читальный зал.
Их аж две…
Для удобства детей в школе не одна, а две библиотеки. Учеников 1–7-х классов ждут на втором этаже, а детей постарше – на третьем.
Чтобы поскорее ввести меня в курс дела, заведующая библиотекой Марзият Кицалмагомедова проводит мини-экскурсию по залу. Школу открыли в прошлом году, но, несмотря на это, коллектив сумел создать уютную обстановку. Каждый этаж не просто оборудован в соответствии с новыми образовательными стандартами, тут представлено культурное многообразие многонационального Дагестана. У учеников есть все возможности, чтобы стать новым Фарадеем, Ломоносовым, Ньютоном, Пушкиным или Дарвиным.
Марзият Гасайникадиевна здесь со дня основания. Стаж работы в библиотечной сфере более 10 лет. Долгое время она работала в Управлении образования Акушинского района. Выпускница исторического факультета ДГПУ сначала курировала работу детских садиков, затем преподавание истории, обществознания, библиотечное дело. В профессию библиотекаря Кицалмагомедову привели любовь к книгам и желание внести вклад в образование республики.
– Наша работа на первый взгляд может показаться лёгкой: много ли сил нужно, чтобы разложить книги по полкам и выдавать их детям? – так я считала до профессиональной переподготовки, – делится она. – В современных реалиях мои коллеги играют немалую педагогическую роль в обучении. Конечно, обязанности хранения книг, их поиска и иные не отменяются, но на передний план выходят образовательная роль и развитие социализации. Ведь система строгих требований к прочтению установленных программой книг и так не способствует появлению интереса к художественному чтению. Мы делаем всё возможное, чтобы вырастить в учениках читательскую инициативу, заинтересовать их и создать условия для сознательного пользования библиотекой.
Живое пространство
Всего, по словам заведующей, в библиотеке более 7 тысяч наименований книг, 6 тысяч из которых – учебная литература. Есть тут также справочная, художественная и научная литература, периодические издания. Вся имеющаяся на сегодняшний день художественная литература – дар родителей учеников, учителей, друзей школы… Если у читателей «Дагправды» есть дома книги, которыми хочется поделиться, то вы можете принять участие в акции «Подари книгу школе», к ней библиотекари сейчас активно готовятся.
В образовательном учреждении 1600 учеников, среди них самые активные читатели – дети из начальной школы, в 5–7-х классах их куда меньше, а те, кто постарше, отдают предпочтение программным произведениям.
Пока мы беседовали за стойкой, подходили и учителя, они работают с методическими пособиями, учебными планами.
Библиотека представляет собой живое пространство. Вдоль многочисленных стеллажей с книгами – читальный зал, ждут поступления и нескольких компьютеров с доступом в интернет. На удобном диване шелестят страницами дети из разных классов.
– Школа обеспечена учебниками практически в полном объеме, только в 9-м классе не хватает несколько книг по истории. К сожалению, есть случаи, когда дети теряют книги, – отмечает Марзият Гасайникадиевна.
Источник знаний и эмоций
Заведующей книжного царства № 57 всесторонне помогает библиотекарь Диана Эфендиева. Приступила к работе она позже коллеги – в декабре 2023 года.
Выпускница факультета «Экономика и бухгалтерский учёт» ДГТУ, в прошлом году Диана Низамовна прошла переподготовку. Книги и любовь к детям сыграли большую роль в выборе будущей профессии.
– Неизгладимое впечатление оставило в памяти произведение Этель Лилиан Войнич «Овод», – делится воспоминаниями Эфендиева. – Эту достаточно объемную книгу я прочитала в 7-м классе на одном дыхании. Роман тяжёлый для восприятия, так как затронут философско-религиозный аспект. По мне сам главный герой Артур, он же Феличе Риварес, он же Овод, является со своим эгоизмом источником собственных бед. Он вызывает двойственное чувство: и злость, и жалость. Недавно перечитывала книгу. Думала, не буду испытывать каких-то ярких эмоций, но грустный и вместе с тем интересный сюжет зацепил снова.
Среди любимых книг библиотекаря «Королек – птичка певчая», «Поющие в терновнике», «Маленький принц», «Анна Каренина», а самый любимый писатель – А. Дюма. Проведя анализ, она пришла к выводу, что популярностью среди подростков пользуется серия книг «Гарри Поттер», «Сумерки» и «Шантарам».
– А какую книгу посоветуете прочитать? – спрашивает ученик 6 «а» класса Сабур Ашурлаев, послушав, с каким воодушевлением рассказывает о любимых произведениях Диана Низамовна.
– Читал роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»? Это второй роман этого замечательного писателя и первый в английской литературе, главным героем которого стал ребёнок. К сожалению, его у нас пока нет в наличии, если можешь, подожди или же сходи в городскую или республиканскую библиотеки – там обязательно найдется экземпляр для тебя.
Библиотекари в лицо знают многих читателей, поэтому могут предположить, какой будет следующая книга того или иного школьника.
Марзият Гасайникадиевна, указывая на девочку, перебирающую художественную литературу в дальнем углу зала, говорит, что она любит литературу, связанную с семейной тематикой. Кицалмагомедова оказалась права. Зульфия Биярсланова из 6 «б» класса увлеченно листала роман И. Тургенева «Отцы и дети».
– Интересно… Я даже не заметила, как прочла 4 страницы, – улыбаясь, сказала Зульфия и вскочила, чтобы успеть на следующий урок. – Быстро же закончилась большая перемена!
На вопрос, какой они видят библиотеку будущего, Кицалмагомедова и Эфендиева отвечают, что в их представлении она будет напоминать ту, что расположена в парке Низами в Дербенте – с амфитеатром и геосферой, а столики разделены книжными полками. Библиотекарь не будет стоять и заполнять формуляры, но профессия, зародившаяся ещё 4,5 тысячи лет назад, несмотря на компьютеризацию, будет всегда востребована. Потому как книга не только источник знаний, но и эмоций!