Конструктивный диалог с коллегами
В ходе онлайн-встречи с учителями и школьниками, состоявшейся летом прошлого года, Президент России Владимир Путин предложил объявить 2023 год в России Годом педагога. Руководитель страны не раз подчёркивал мысль о необходимости поддержки престижа учительского труда в обществе, а также модернизации действующей системы образования с учётом новых возросших требований к квалификации учителя.
Одним из направлений национального проекта «Образование», ориентированного на реализацию этой задачи, стал проект «Современная школа», в рамках которого создаётся национальная система педагогического роста, что предусматривает работу в регионах двух центров: Центра непрерывного повышения профессионального мастерства и Центра оценки качества образования.
С 2021 года у дагестанских учителей появилась возможность поднять свой профессиональный уровень, став слушателями курсов Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по программе «Современная школа».
В центре введён новый подход к процессу повышения квалификации педагогов. Учебные программы строятся на основе потребностей каждого учителя, ведь слушатели перед началом занятий проходят диагностику профессиональных компетенций. Это позволяет выявить профессиональные дефициты, болевые точки, наиболее существенные пробелы в знании и применении новых образовательных методик, которые на курсах и будут восполнены. Эта предварительная работа центра очень важная и очень трудоёмкая. В прошлом году обучение прошли 5 тысяч слушателей, в этом году центр примет почти столько же учителей. Сейчас обновляются тесты для выявления проблемных зон в профессиональной подготовке слушателей и определения для них содержания образовательных программ.
Учебные программы строятся на основе потребностей каждого учителя, слушатели перед началом занятий проходят диагностику профессиональных компетенций. Это позволяет выявить профессиональные дефициты, болевые точки, наиболее существенные пробелы в знании
Учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. И надо помочь учителям оставаться в тренде современных тенденций, не потеряться в море информации и предлагаемых образовательных методик. Для этого центр обеспечивает тьюторское сопровождение. Термин этот уже прижился в образовательной среде, но напомним, тьютор – наставник, проводник обучающегося. Тьютор помогает подобрать педагогу индивидуальную программу развития, выстроить его индивидуальный образовательный маршрут, определить внешние и внутренние ресурсы для достижения намеченных результатов.
Реально ли добиться непрерывности профессионального развития? Ответ однозначный – да. Ведь непрерывность самообразования, саморазвития не означает, что учитель ежедневно или еженедельно должен прочитать или прослушать какой-то обучающий материал. Можно говорить о непрерывности развития, если учитель в курсе изменений и преобразований, происходящих в его профессиональной сфере. Сегодня очень много технологий, позволяющих проводить занятия в таком гибридном формате – с использованием очного обучения, дистанционного обучения, форм самостоятельной работы.
Учёба в центре станет для учителей
своеобразной площадкой, на которой можно делиться с коллегами своим опытом, идеями, ведь по сути здесь учителей учат учителя, то есть ведётся равный и конструктивный диалог коллег. Задачи поиска лучших педагогических практик, внедрения активных форм методической работы, развития моделей эффективного обмена опытом, цифровых навыков педагогов решаются в центре способом горизонтального обучения – другими словами, учителя, как мы говорили выше, учатся друг у друга.
Программа обучения составлена в соответствии с новыми реалиями, в духе требований времени к профессиональным качествам педагога.
Обучение в центре бесплатное. Он находится в ведении Министерства образования и науки Республики Дагестан и работает в соответствии с госзаданием. Желающие пройти обучение могут обратиться в администрацию своей школы, в управление образования муниципалитета или непосредственно в центр.
При правильной организации Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников будет развиваться и совершенствоваться, работая на будущее, ведь и сама система образования не стоит на месте. Центр должен стать точкой притяжения учителей, своеобразным домом учителя, куда бы хотелось всё время возвращаться, чтобы реализовать свою потребность в профессиональном росте.