Купить PDF-версию
X
09:15 06.06.2018

Корни, питающие нас

Историк, изучая прошлое, формирует будущее, он ответствен за время, в котором живет. Поэтому должен опираться на факты, архивные документы, всегда давать взвешенную оценку.

– Проблема в том, что люди, не имеющие исторического образования, считают себя великими знатоками истории и хотят писать книги по этим проблемам. Поэтому мы сталкиваемся с историческим невежеством и нигилизмом, – считает доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ХХ-ХХI вв. Даггосуниверситета Нина Гарунова (на снимке).

Нина Нурмагомедовна с недавних пор входит в Экспертный совет ФАДН, основная деятельность которого направлена на повышение эффективности, публичности и информационной прозрачности процесса принятия решений по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений.

В числе первоочередных задач – определение потенциально нестабильных регионов повышенной конфликтности, требующих особого внимания при реализации основных направлений государственной национальной политики, и обсуждение законопроекта «Об этнологической экспертизе в РФ». Она признана лучшим преподавателем по итогам VIII Международного профессионального конкурса преподавателей вузов по направлению «Исторические науки и археология». Название работы – «Заселение казаками низовий Терека: некоторые дискуссионные аспекты».

– Чем вызван выбор темы?

– В настоящее время неуклонно возрастает значение локальной истории, позволяющей исследователям приходить к пониманию глобальных процессов и явлений. При выборе темы предполагалось дать представление об особенностях исторического развития казачества в низовьях Терека, постройки ими первых городков-крепостей, обосновать историческую перспективность русско-кавказского культурного партнерства, политической, экономической и духовной интеграции. Вопрос: «Кем же были жители первых известных поселений в низовьях Терека?» – важен для нас. Так как версий много, постарались выстроить хронологическую последовательность, которая бы совпадала с возможно большим количеством дошедших до нашего времени сведений.

– Интересно. Среди всех теорий происхождения казачества есть одна общепризнанная?

– Нет. Вопрос о «пришлости» или «автохтонности» нижнетерского казачества в Дагестане является довольно спорным, так как изначально связан с территориями, на которых происходило расселение казаков. Казаки селились на землях не всегда обжитых. При этом совершенно не важно, каким феодальным владетелям Дагестана пытаются некоторые публицисты сегодня «прикрепить эти земли как исконные». Анализ имеющихся сведений говорит, что нижнетерское казачество формировалось из различных компонентов (этнических, региональных, социальных и т.д.). Основу его составляли беглые «сходцы» из России и казачьи сообщества с «разных рек».

– Их можно отнести к коренным народам Дагестана?

– Вольные казаки низовьев Терека принимали в свои общины всех, кто искал свободы и независимости от самодержавной власти. Казачество формировалось на Северо-Восточном Кавказе как специфический этнос, который с полным основанием следует отнести к числу коренных народов региона. Лишь позднее в силу исторических условий оно обрело и сословный характер.

Поводом к началу объединения терского казачества послужило создание первых русских городков и крепостей. Казачество представляло собой сложное социальное и этническое образование, в формировании которого по воле российского правительства приняли участие казачьи группы других регионов, крестьяне-переселенцы из России, представители северокавказских, закавказских и других народов. Таким образом, на Тереке было сосредоточено население, игравшее большую роль в проведении в жизнь кавказской политики России. С его помощью правительство пыталось решать свои военно-политические задачи на Северо-Восточном Кавказе.

– Обращаясь в поисках аргументов к историческому прошлому казачества, имея о нем весьма смутное представление, многие публицисты способствуют созданию новых мифов о нем взамен устаревших стереотипов советской эпохи. А что происходит в последнее время?

– Историки-профессионалы и политологи все чаще пытаются в своих исследованиях определить возможности и дальнейшие перспективы его возрождения, проводят консультативную работу с центральными и местными органами власти, оказывают поддержку казачеству. Переиздаются работы российских историков XVIII – начала XX вв., становятся доступны интересные исследования эмигрантов и зарубежных авторов. Однако еще существует нехватка научно-популярных изданий и просветительского материала, в которых были бы отражены наиболее актуальные проблемы истории и современности казачества с учетом последних достижений науки, обобщения уже имеющегося исторического наследия.

– История в значительной степени – проблема интерпретаций. Не так ли? 

– Автор должен уметь различать версии как инструменты научного познания и национальную версию истории, которая в идеале отражается в учебниках. В современном мире уровень мифологичности общественной жизни имеет тенденцию к росту. Только правдивая история позволяет быть гражданином своей страны.

– Есть такие, и, я думаю, вы с этим не станете спорить, кто не знает истории страны, Дагестана. Как вы считаете, кто виноват: учащиеся или учителя?

– Здесь нет виноватых, потому что вопрос: как изучать историю? – не перестает мучить специалистов. Необходимо совершенствовать отечественную систему исторического образования. Сегодня очень мало часов отведено на уроки истории в школе. Разве допустимо такое отношение? Надо понимать, насколько это важно, ведь когда мы имеем связь с прошлым – имеем перспективы на будущее и обретаем корни, которые питают нас и дают силу и стойкость «при любом шторме». Я часто встречаюсь с учителями на курсах повышения квалификации и вижу, что есть много талантливых историков, энтузиастов, влюбленных в свое дело людей. Но, возможно, нам надо создавать условия, финансировать издание новых учебников по истории Дагестана, чтобы свои силы и желание работать такой учитель тратил не на бумажные отчеты, а именно на то, чтобы прививать ученикам любовь к истории.

Благодатная земля Дагестана, всегда вызывавшая и вызывающая огромный интерес своей историей и уникальной культурой, требует к себе, особенно сегодня, более пристального внимания и вдумчивого, взвешенного отношения.

– Какие задачи вы видите в вашей области науки на ближайшие годы?

– Планируется продолжить исследования, работу над новой монографией. Надо популяризировать историю, подходя к этому процессу осторожно, не сводя его к упрощению. Мы имеем замечательных, мудрых историков, которые, к сожалению, общаются только с единомышленниками или с монитором компьютера. Поэтому сегодня необходимо формировать «диалоговое время» через постоянные дискуссионные площадки, клубы, молодежные сообщества.

Статьи из «Образование»

Наука в помощь

20
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

51
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

110
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

100
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

63
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Негасимый свет её души

217
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

370
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

155
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...

В лучших традициях советской школы

9
С 1 сентября прошлого года в школьную программу...