Кто прав, кто виноват?
О наиболее актуальных проблемах воспитания подростков говорили на пресс-конференции с участием и.о. министра образования и науки РД Яхьи Бучаева. Главными темами обсуждения стали результаты работы правительственной комиссии по расследованию причин трагического инцидента, произошедшего в МБОУ «Лицей № 51» г. Махачкалы, и усиление воспитательной работы в образовательных организациях республики. Пресс-конференция прошла на площадке «Дагестанской правды».
Напомним, что по поручению Главы Дагестана Сергея Меликова создана межведомственная комиссия, которая изучила все обстоятельства произошедшего в лицее и определила меры ответственности руководителей образовательной организации, педагогов и родителей. На заседании комиссии разработаны и рекомендации для организации воспитательной работы.
Яхья Бучаев отметил, что принято решение об организации Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Дагестан – один из двух субъектов страны, где подобного центра нет.
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи поможет образовательным организациям в работе с трудными подростками. Кроме того, разработан регламент аттестации руководителей образовательных учреждений, где указаны единые подходы к формированию процесса обучения и воспитания. На завершающей стадии разработки находится и региональная программа воспитания», – подчеркнул Яхья Бучаев.
Он добавил, что во многих образовательных организациях нет внутришкольного учета, который позволит уделять трудным подросткам пристальное внимание и предупреждать ЧП с их участием. Так, при входе в школу охранник тщательнее проверит их металлоискателем, для них участятся и беседы с психологом.
Минобрнауки РД, кроме того, планирует разработать курсы повышения квалификации психологов и социальных педагогов в образовательных организациях.
«Каждый учитель должен быть еще и психологом. Он должен вовремя заметить проявление асоциального поведения и работать над этим. Сейчас, к сожалению, высококвалифицированных педагогов становится все меньше и меньше», – подчеркнула начальник УО г. Каспийска Лариса Абрамова.
Главный внештатный педагог-психолог Минобрнауки РД Аида Муталимова поделилась опытом организации работы психологов с учащимися и их родителями.
«Мы создали группу из шести психологов, которые бесплатно проводят сеансы для школьников и их родителей. Обращения поступают из всех районов республики. Часть работы передана Психологическому центру ДГУ, где уже создана микрогруппа нуждающихся в помощи», – отметила педагог-психолог. Также она сообщила о решении создать специальную комиссию по обучению педагогов-психологов для готовности работы в экстремальных ситуациях.
О необходимости активного взаимодействия с родителями при организации воспитания говорила председатель отделения Всероссийского общественного движения «Матери России» Сефижат Магомедрасулова.
«Основная проблема современной молодёжи – это переизбыток времени и увлечённость социальными сетями. Незанятость и бесконтрольное пользование соцсетями формируют асоциальное поведение подростков. Мы стараемся воспитывать детей в интерактивной форме и пытаемся объединить вокруг школы усилия разных структур. Так, мы активно сотрудничаем с Союзом молодежи Южного Дагестана, который получил грант и оснащён инфраструктурой для организации полевых лагерей и работы по спасательному делу и спортивному туризму. Привлекли спасателей МЧС республики, они часто проводят обучение для школьников. Чтобы наладить связь с родителями и привлечь их к участию в жизни школы, мы организовали для них сдачу норм ГТО. Это был яркий и интересный праздник, после которого несколько родителей захотели бесплатно проводить для школьников занятия в секциях по волейболу и футболу», – поделился директор
Каспийского центра образования «Школа №15» Шамиль Алиев.
Участники конференции затронули и проблемы взаимосвязи родителей и учителей. Живое общение часто заменено отправкой сообщений в социальных сетях. Родители в школу идти не хотят, а обсуждение проблем по телефону не всегда эффективно. Управление воспитательным процессом в школе должно быть более гибким, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. В деле воспитания очень важно сотрудничество школы с родителями, это общий и очень важный труд.
Сегодня по Махачкале на внутришкольном учете числится 314 детей, в Комиссии по делам несовершеннолетних – 30 детей. Также было отмечено, что педагоги обязаны обращать внимание на поведение детей. Если замечены тревожные симптомы в поведении, необходимо известить руководство школы, классного руководителя, родителей и поставить школьника на внутришкольный учет, работать с ним индивидуально.