X
08:19 11.08.2023

Культура русских дагестанцев

Шайдабег Мирзоев, зав. сектором этнопедагогики ДНИИ педагогики имени А. А. Тахо-Годи, профессор ДГПУ
Выпуск - 2023 №№ 236-237
214

В историко-культурном наследии народов Дагестана важнейшее место занимает русская национальная культура. Она, как и другие этнические культуры народов Дагестана, максимально приспособлена к природно-климатическим, хозяйственным условиям региона, специфически отличается от культуры коренных русских Центральной России, вытекает из исторической и этнокультурной ситуации, создает особую палитру русской культуры, придавая ей множество оттенков.

Более того, следует признать, что русская национальная культура, как никакая другая, приблизила народы Дагестана к отечественной и мировой цивилизации, сделала дагестанские этносы более сплоченными, взаимопроникновенными, понятными друг другу.

Каждое из многочисленных направлений русской национальной культуры исторически выполняло неоценимую миссию дагестанского национального образования, всестороннего развития и воспитания многих поколений дагестанцев. Так, например, русские ученые Е. Козубский, П. Услар, С. Форфоровский, В. Бартольд, А. Генко, И. Крачковский и другие посвятили свои исследования историческому прошлому, в том числе истории образования народов Дагестана.

Русские педагоги В. Виноградова, В. Криштопа, Е. Криштопа, П. Корбаненко. Е. Бокарев, Н. Бокарева, А. Назаревич и другие не только учили дагестанских детей и молодежь основам наук, но и сами создали первые учебники и методические пособия для республиканских учреждений образования.

Русская графика легла в основу современной дагестанской письменности. Русская литература стала фундаментальной основой становления выдающихся дагестанских поэтов и писателей. Русское искусство стало основным вдохновителем творчества дагестанских композиторов, театров, ансамблей, центров и учреждений культуры: музеев, библиотек и многого другого.

Можно осветить и прогрессивную роль для народов Дагестана, сыгранную бескорыстными представителями русской фундаментальной науки, медицины, народного хозяйства, инженерной мысли, экономики, права и т. д. Достаточно отметить какое громадное значение приобрел для народов Дагестана русский язык – язык межнационального общения народов Дагестана и выхода каждого этноса и всей республики в целом на оте­чественную и мировую арену.

В Дагестане у русских и дагестанцев сформировались общие черты психологии, культуры, примерно половина русских имеют близких родственников среди других национальностей

Однако в условиях глобальных изменений в общественно-политической, социально-экономической и духовно-нравственной сферах развития российского государства во многих регионах страны возникли проблемы недооценки русской и переоценки собственной национальной культуры.

Как отмечают известные политики и общественные деятели, после распада великого многонационального государства русский вопрос встал драматически и глобально на всем пространстве бывшего СССР.

Решение этой важной общественно-политический и социально-педагогической проблемы нам видится прежде всего в том, чтобы максимально учитывать созидательный потенциал многовекового историко-культурного наследия русского народа, исключительно значимого для стабилизации межличностных, межнациональных, межконфесиальных, социально-общественных отношений во всех сферах жизни и деятельности республики и нашего Отечества. Для этого объектом постоянного внимания как всех учреждений народного образования, культуры и науки, так и всей общественности должно стать все позитивное, наработанное кропотливым многовековым трудом и опытом старших поколений.

В Дагестане у русских и дагестанцев сформировались общие черты психологии, культуры, примерно половина русских имеют близких родственников среди других национальностей.

Важнейшим фактором приобщения граждан республики к русской культуре, как нам представляется, является громадный воспитательный потенциал дагестанской русской национальной культуры. Культурологические, социально-педагогические и морально-этические аспекты дагестанской русской национальной культуры до сих пор не получили своего должного решения. При известной изученности и внедрении в учебно-воспитательный процесс различных направлений развития культуры и традиций народов Дагестана потенциальные воспитательно-образовательные возможности дагестанской русской национальной культуры не стали еще предметом всестороннего изучения и применения в республиканских учреждениях образования и культуры. Первичные попытки изучения в дагестанских школах общеобразовательного предмета «Русская национальная культура», предпринятые в 90-е годы ХХ века Министерством образования РД, не получили должного внимания. В школах республики уже около 30 лет изучается предмет «Культура и традиции народов Дагестана», а дагестанская русская национальная культура не изучается даже в учебных заведениях в местах компактного проживания русскоязычного населения.

Более того, анализ содержания программ и учебников, издаваемых в республике на русском языке, показывает, что многие из них страдают эпизодичностью и неполнотой отражения национально-культурных ценностей русскоязычного населения, проживающего на территории Дагестана. Не готовятся в республике и компетентные специалисты – квалифицированные педагоги и деятели культуры, способные раскрывать населению и учащимся величайшие достоинства и воспитательную значимость дагестанской русской национальной культуры.

Дагестанская русская национальная культура – это локализованный в пространстве и времени вариант национальной культуры, обладающий целым рядом особенностей, связанных с природно-климатическими и историческими условиями, хозяйственно-экономическим укладом, этнокультурной специ­фикой и социально-демографическими процессами республики. Она являются составной частью дагестанской национальной культуры, обладает всем комплексом её базовых характеристик и одновременно имеет местную специфику. Ее глубокое усвоение можно обеспечить путем всестороннего восприятия, осмысления, понимания и применения различных взаимосвязанных направлений ее становления и развития, путем поиска, создания и применения эффективных средств, форм и методов реализации содержания дагестанской русской национальной культуры в процессе обучения и воспитания школьников и учащейся молодежи.

Основные задачи изучения дагестанской русской национальной культуры, на наш взгляд, должны быть таковы: познакомить учащихся с морально-этическими традициями и материальным культурным наследием русского народа; расширить культурологический кругозор школьников и учащейся молодежи, создать предпосылки для духовно-нравственного восприятия жизни и деятельности русского народа в Дагестане; привить чувства солидарности и единства с русским народом (подлинной дружбы), глубокого уважения к представителям русской национальности и понимания его культуры и традиций (подлинного интернационализма); привить дагестанским школьникам и учащейся молодежи практические навыки соблюдения русских этических норм в русскоязычной среде, а также правил поведения, принятых в этикете дагестанских русских.

При изучении «Дагестанской русской национальной культуры» считаем целесообразным ее интегрирование с другими общеобразовательными предметами. Более всего целесообразна интеграция с содержанием предметов: литературой (русской, дагестанской, родной), музыкой, изобразительным искусством, трудовым обучением, физической культурой и, самое главное, с предметом «Культура и традиции народов Дагестана».

Соответствующая работа должна быть продолжена и во внеурочное время. Главной задачей и уроков, и внеклассных мероприятий должно быть приобретение многонациональными коллективами учащихся практических навыков взаимопонимания, взаимопомощи, налаживания дружбы и солидарности с русским народом. Для этого целесообразно использовать такие апробированные педагогические методы, как разъяснение этических норм и правил, проведение деловых игр, разучивание стихов, песен, рисование традиционных русских узоров, раскрытие техники вязания и вышивания; объяснение кулинарных рецептов и т. д.

Мы склонны считать, что образовательный и воспитательный потенциал русской культуры и более всего дагестанской русской национальной культуры имеет все основания быть предметом изучения в дагестанской национальной школе. Для решения данной проблемы нами в свое время была разработана и апробирована в школах Кизлярского и Тарумовского районов Республики Дагестан (т. е. в районах компактного проживания русскоязычного населения республики) авторская учебная общеобразовательная программа «Дагестанская русская нацио­нальная культура» – Махачкала, Дагучпедгиз, 1994 (составитель – Людмила Коган, методист научно-методического центра УНО г. Махачкалы). К сожалению, данная программа, одобренная местной педагогической и широкой общественностью, по непредусмотрительности недальновидных руководителей образования точно так, как и предмет «Культура и традиции народов Дагестана», не была подкреплена учебниками и была выведена из учебных планов.

Русская национальная культура веками была и ныне должна оставаться не только объединяющим фактором для каждого гражданина страны и республики, но и незаменимым бессменным источником приобщения народов Дагестана к сокровищницам культуры народов России и мира.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

113
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...