Купить PDF-версию
13:36 | 23 ноября, Сб
Махачкала
X
08:24 05.07.2024

Культурное наследие народа

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2024 № 96
19

Сегодня одна из важных задач общего образования – непосредственно способствовать сохранению культурного наследия, духа нации, родного языка, выполнить свое естественное предназначение — передавать подрастающему поколению богатства культуры, традиции и духовно-нравственные ценности, самобытный опыт жизни и деятельности нации.

Исходя из этого, Министерство образования и науки РД приняло кардинальные меры по совершенствованию и обновлению содержания образования с учетом этнокультурных ценностей. В школах республики стали изучать предметы культурологического цикла: «Культура и традиции народов Дагестана», «Русская национальная культура» и «Мировая культура».

Это единственные предметы, которые впервые в учебно-воспитательном процессе последовательно формируют у школьников глубокое и целостное представление о культуре этноса, нации, народов Дагестана, Отечества и мира.

Особое место среди них занимает предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Его приоритетность заключается в том, что он открывает доступ к изучению культуры более 30 народов Дагестана, постепенно от класса к классу создает базу для восприятия, осмысления и практического применения культурологических ценностей своего, близких и дальних народов.

Наиболее подробно цели, задачи и методические рекомендации преподавания данного предмета освещены в учебных программах для 4, 8–9-х, 10–11-х классов, а также в ряде методических писем и приказов МО РД.

Авторская программа автора данной статьи Ш.А. Мирзоева по  «Культуре и традициям народов Дагестана», переведенная на  языки Дагестана, стала хорошей основой для составления учебников для 4-го класса на аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, табасаранском, татском, чеченском, ногайском языках.

В 8–9-х классах при изучении предмета КТНД особенностью программы является то, что учителю следовало в равной степени проследить на уроке образовательные и воспитательные цели, освещать материал в исторической последовательности развития и становления видов и типов самобытной национальной и многонациональной дагестанской культуры.

Курсы «Подготовка юношей к жизни» и «Подготовка девушек к жизни» (Авторы: Мирзоев Ш. А. и Саидов Т. Г.), изучаемые в 10-м и 11-х классах, завершали подготовку старшеклассников к жизни и деятельности на основе усвоения ими традиционной культуры народа. Перед школой стояло требование формирования мировоззрения, черт характера, стиля поведения, отношений подрастающего поколения с окружающими в соответствии с духовно-нравственными ценностями родного народа, которые тесно связаны с общечеловеческими духовными, культурными достижениями.

Речь не об отдельных курсах, а о едином курсе, т. к. цели, идеи, содержание, тематика в обоих курсах в целом общие, единые. Подготовка к жизни и юношей, и девушек имеет единый фундамент — духовное наследие народа, которое проявляется в нравственной, трудовой, бытовой, общественной, семейной сферах жизни.

Таким образом, главной педагогической проблемой, решаемой в течение обучения юношей и девушек в 10–11-х классах, было формирование у них наиболее значимых в личностном и социальном планах качеств и черт, а средством достижения этой важнейшей цели является духовно-нравственное наследие народа в своих наиболее ярких, глубоких проявлениях — гуманистических традициях, чертах семейно-общественного уклада, обрядах, народных праздниках и трудовых торжествах, богатстве народного художественного слова (пословицах, поговорках, сказках, преданиях, легендах и др.), музыке, песенно-хореографическом фольклоре.

Знание культуры, традиций других народов и уважительное отношение к ним – один из важных показателей воспитанности человека. Взаимное уважение культур представителями различных народов – это этическая норма в межличностных отношениях в цивилизованном обществе.

Как же прививают народную культуру дагестанским школьникам сегодня?

Судя по недавно проведенному мониторингу, как обязательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» изучается лишь в 254 школах. Директора в последние годы, пользуясь правом составления учебных планов по своему усмотрению, решают вопрос: изучать в школе данный предмет или нет. Отсутствие предмета в ряде школ они обосновывали отсутствием учебников. Чтобы предмет изучался во всех школах, нужен, на наш взгляд, единый для всей республики, утвержденный коллегией Мин­обра РД базовый учебный план, где будет указано обязательное количество часов не только на КТНД, но и на все предметы этнокультурного цикла.

Идя навстречу школам республики, Министерство образования и науки РД в 2023 году проявило максимальную озабоченность состоянием проблемы с учебниками и в Москве в издательстве «Просвещение» 50-тысячным тиражом издало достаточное количество учебных пособий «Культура и традиции народов Дагестана» для 5-го класса и разослало по всем районам и городам республики. Однако во многих школах этот предмет не вошёл в учебную программу.

Другая не менее важная проблема – отсутствие в республике функционально и профессионально подготовленных учителей–культуроведов. За более чем 30-летний период Мин­образования и науки РД несколько раз обращалось в ДГУ и ДГПУ с заявкой о необходимости начать подготовку учителей-культуроведов.

Сегодня о какой профессиональной подготовке педагогических кадров можно вести разговор, если в учебных планах педагогических вузов страны в последние десятилетия не представлены такие важные дисциплины, как этика, эстетика, логика и даже культурология?

Возвращаясь к решающей роли учителя по привитию школьникам бережного, ценностного и жизнедеятельного отношения к родной культуре, хочется отметить, что уроки по предмету требуют от учителя творческого подхода к работе и исполнительских умений. Здесь больше подходят нетрадиционные уроки, активные формы работы, использование опыта, наблюдений самих школьников, практические занятия, игры и т. д.

В качестве обобщения отмечу, учебный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» открывает неограниченное поле деятельности, дает поистине уникальные возможности для духовного и нравственного, умственного и физического развития молодого поколения на более доступном, интересном, разнообразном и максимально близком, исторически апробированном в жизни и деятельности старших поколений материале, формирует национальное самосознание, национальное достоинство как основу подлинного гуманизма, патриотизма и истинного интернационализма.

Статьи из «Образование»

Наука в помощь

14
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

49
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

108
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

99
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

63
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Негасимый свет её души

216
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

369
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

153
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...

В лучших традициях советской школы

9
С 1 сентября прошлого года в школьную программу...