Культурное наследие народа
Сегодня одна из важных задач общего образования – непосредственно способствовать сохранению культурного наследия, духа нации, родного языка, выполнить свое естественное предназначение — передавать подрастающему поколению богатства культуры, традиции и духовно-нравственные ценности, самобытный опыт жизни и деятельности нации.
Исходя из этого, Министерство образования и науки РД приняло кардинальные меры по совершенствованию и обновлению содержания образования с учетом этнокультурных ценностей. В школах республики стали изучать предметы культурологического цикла: «Культура и традиции народов Дагестана», «Русская национальная культура» и «Мировая культура».
Это единственные предметы, которые впервые в учебно-воспитательном процессе последовательно формируют у школьников глубокое и целостное представление о культуре этноса, нации, народов Дагестана, Отечества и мира.
Особое место среди них занимает предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Его приоритетность заключается в том, что он открывает доступ к изучению культуры более 30 народов Дагестана, постепенно от класса к классу создает базу для восприятия, осмысления и практического применения культурологических ценностей своего, близких и дальних народов.
Наиболее подробно цели, задачи и методические рекомендации преподавания данного предмета освещены в учебных программах для 4, 8–9-х, 10–11-х классов, а также в ряде методических писем и приказов МО РД.
Авторская программа автора данной статьи Ш.А. Мирзоева по «Культуре и традициям народов Дагестана», переведенная на языки Дагестана, стала хорошей основой для составления учебников для 4-го класса на аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, табасаранском, татском, чеченском, ногайском языках.
В 8–9-х классах при изучении предмета КТНД особенностью программы является то, что учителю следовало в равной степени проследить на уроке образовательные и воспитательные цели, освещать материал в исторической последовательности развития и становления видов и типов самобытной национальной и многонациональной дагестанской культуры.
Курсы «Подготовка юношей к жизни» и «Подготовка девушек к жизни» (Авторы: Мирзоев Ш. А. и Саидов Т. Г.), изучаемые в 10-м и 11-х классах, завершали подготовку старшеклассников к жизни и деятельности на основе усвоения ими традиционной культуры народа. Перед школой стояло требование формирования мировоззрения, черт характера, стиля поведения, отношений подрастающего поколения с окружающими в соответствии с духовно-нравственными ценностями родного народа, которые тесно связаны с общечеловеческими духовными, культурными достижениями.
Речь не об отдельных курсах, а о едином курсе, т. к. цели, идеи, содержание, тематика в обоих курсах в целом общие, единые. Подготовка к жизни и юношей, и девушек имеет единый фундамент — духовное наследие народа, которое проявляется в нравственной, трудовой, бытовой, общественной, семейной сферах жизни.
Таким образом, главной педагогической проблемой, решаемой в течение обучения юношей и девушек в 10–11-х классах, было формирование у них наиболее значимых в личностном и социальном планах качеств и черт, а средством достижения этой важнейшей цели является духовно-нравственное наследие народа в своих наиболее ярких, глубоких проявлениях — гуманистических традициях, чертах семейно-общественного уклада, обрядах, народных праздниках и трудовых торжествах, богатстве народного художественного слова (пословицах, поговорках, сказках, преданиях, легендах и др.), музыке, песенно-хореографическом фольклоре.
Знание культуры, традиций других народов и уважительное отношение к ним – один из важных показателей воспитанности человека. Взаимное уважение культур представителями различных народов – это этическая норма в межличностных отношениях в цивилизованном обществе.
Как же прививают народную культуру дагестанским школьникам сегодня?
Судя по недавно проведенному мониторингу, как обязательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» изучается лишь в 254 школах. Директора в последние годы, пользуясь правом составления учебных планов по своему усмотрению, решают вопрос: изучать в школе данный предмет или нет. Отсутствие предмета в ряде школ они обосновывали отсутствием учебников. Чтобы предмет изучался во всех школах, нужен, на наш взгляд, единый для всей республики, утвержденный коллегией Минобра РД базовый учебный план, где будет указано обязательное количество часов не только на КТНД, но и на все предметы этнокультурного цикла.
Идя навстречу школам республики, Министерство образования и науки РД в 2023 году проявило максимальную озабоченность состоянием проблемы с учебниками и в Москве в издательстве «Просвещение» 50-тысячным тиражом издало достаточное количество учебных пособий «Культура и традиции народов Дагестана» для 5-го класса и разослало по всем районам и городам республики. Однако во многих школах этот предмет не вошёл в учебную программу.
Другая не менее важная проблема – отсутствие в республике функционально и профессионально подготовленных учителей–культуроведов. За более чем 30-летний период Минобразования и науки РД несколько раз обращалось в ДГУ и ДГПУ с заявкой о необходимости начать подготовку учителей-культуроведов.
Сегодня о какой профессиональной подготовке педагогических кадров можно вести разговор, если в учебных планах педагогических вузов страны в последние десятилетия не представлены такие важные дисциплины, как этика, эстетика, логика и даже культурология?
Возвращаясь к решающей роли учителя по привитию школьникам бережного, ценностного и жизнедеятельного отношения к родной культуре, хочется отметить, что уроки по предмету требуют от учителя творческого подхода к работе и исполнительских умений. Здесь больше подходят нетрадиционные уроки, активные формы работы, использование опыта, наблюдений самих школьников, практические занятия, игры и т. д.
В качестве обобщения отмечу, учебный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» открывает неограниченное поле деятельности, дает поистине уникальные возможности для духовного и нравственного, умственного и физического развития молодого поколения на более доступном, интересном, разнообразном и максимально близком, исторически апробированном в жизни и деятельности старших поколений материале, формирует национальное самосознание, национальное достоинство как основу подлинного гуманизма, патриотизма и истинного интернационализма.