Легко ли быть учителем?
Еще несколько лет назад педагогическая общественность трубила о необходимости внести коррективы в проводимую российскую реформу образования и именно в той ее части, о чем сегодня уже говорят открыто: большое количество учебников, размытость стандартов, немотивированность школьников, педагогическая некомпетентность родителей...
Сложно, очень сложно выстроить систему, но ведь разумнее не сразу ломать наработанное, а говорить, обсуждать, спорить в конструктивном ключе, аккуратно. Актуализируя лишь те вопросы, которые отражают уровень нынешнего образования, раскрывают и анализируют причины успеха и неуспеха учителя и ученика, студента и преподавателя, всей системы в целом. В этом контексте мне хотелось бы затронуть две важные стороны педагогического труда – статус и престиж учителя, а также сделать вывод, как же живется ему в современной школе.
Не секрет, что самой распространенной причиной недовольства учителей является низкий уровень заработной платы. Проблемой оказалась и высокая внеучебная нагрузка, в том числе большие объемы документации и отчетности. Педагоги также отмечают плохое социальное обеспечение, слабый контингент учащихся, ресурсную и техническую базу школы, в том числе библиотеки, отсутствие компьютеров, лабораторного и производственного оборудования.
Поднять статус
Чиновники между тем торжественно рапортуют об увеличении средней заработной платы. Учителя удивляются размерам озвученной суммы, зарабатывая репетиторством. Сытно и не пыльно. Родители в поисках учителей при подготовке к ЕГЭ готовы заплатить любые деньги. Но учительство – это не только те, кто преподает математику и русский язык. Это огромная армия якобы «второстепенных» предметов – физкультуры, рисования, информатики, права, мировой художественной культуры, ОБЖ… При этом на живое общение с учителем, на взаимодействие с ним, на взаимоответственность, на сотрудничество у родителей нет времени. В родительском сообществе формируется образ учителя, который формально относится к работе, неправильно понимает свою роль. А учитель лишний раз боится связаться с родителем, не рискует напоминать об ответственности за своих отпрысков. Себе дороже выйдет. Мы получили обратное: у педагога отняли статус (вернее, он получил роль исполнителя образовательных услуг), родитель ответственности не почувствовал – как не отвечал, так и не отвечает за воспитание ребенка.
Миссия школы неизмеримо высокая, ответственная. Престиж учителя завоевывается долгой кропотливой работой. Учителей самоотверженных много. Они учат и воспитывают, они творят и созидают
Да, учитель продолжает добиваться результатов, но уже без особого энтузиазма. Забыли для него создать благоприятные условия. Забыли, что он имеет дело с подрастающим поколением, не с одним индивидуумом или клиентом, а с группами, классами, коллективами. Забыли, что «услуги» он осуществляет не на короткий промежуток времени, а на годы. Неофициально возложили на него главную роль в формировании мировоззрения школьника, воспитании гражданина страны, духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, ориентированной на высокие нравственные ценности. Но забыли его об этом предупредить. Нагрузили ответственностью за нравственность. Требуют воспитать будущего гражданина страны. Получится это лучше, если государство поддержит его и сделает жизнь учителя комфортной, благополучной, сытой. Обратите внимание, что любое мало-мальски сложное событие в детской или подростковой среде оборачивается обвинениями в первую очередь к школе и к ее главной фигуре – учителю. А признать учителя государственным человеком и приравнять его по статусу к чиновнику с вытекающими отсюда последствиями не торопятся. Все признают, что образ правильного, нравственного, культурного человека формируется у детей средой, в которой они живут, общаются, играют, взаимодействуют, сотрудничают, творят.
Не оставаться на обочине
Миссия школы неизмеримо высокая, ответственная и не должна сводиться к простому сопровождению ученика в течение 11 лет. И родитель не должен оставаться на обочине наблюдателем и потребителем услуг. Учителя не только исполнители, поэтому надо всем почувствовать в новых условиях равную ответственность за будущее ребенка.
Теперь о престиже, или об уровне уважения в обществе. Он завоевывается долгой кропотливой работой. Учителей самоотверженных много. Они учат и воспитывают, они творят и созидают. Но школа как общественный и государственный институт все больше остается с начинающим молодым и хорошо если способным учителем. Учителя в возрасте, наставники стараются изо всех сил «не испортить борозды», тем самым сохраняя завоеванное учительством уважение в обществе, престиж своей профессии. Однако престиж формирует не только рынок, но и власть. И начинает он закладываться в высшем учебном заведении. Именно здесь молодой человек должен получить стимул совершенствоваться в своей профессии, получить высочайшую специальную подготовку, его инструментарий.
На деле преподаватели вузов чаще работают разобщенно, каждый обособленно решает свои конкретные предметные задачи. Вуз в целом работает на процесс, но каждый в отдельности. Нет силы объединяющей всех участников образовательного процесса. Обучаясь в лекционно-семинарской системе, студент становится специалистом и работает так же, как работали с ним. Круг замыкается, и образование идет по формальному, а не духовному пути. В последующем в школе урок превращается в бездушную единицу педагогического труда. Конечно, учитель добивается успеха, его ученики насыщены знаниями, информацией, они легко вспоминают даты, формулы, факты. Но учителю не удается умело и правильно включать детей в разные виды умственной, нравственной, физической и трудовой деятельности.
Время гениев прошло
На днях я имел возможность присутствовать на интересных занятиях для детей по робототехнике. А одним из условий работы участников, между прочим, была способность работать в коллективе, взаимодействовать и сотрудничать с другими в группе. Те же слова я услышал и от нашего Президента в Сочи. Оглядываясь на яркие научные открытия последних лет, начинаешь понимать, что без соединения усилий многих в решении одной очень важной проблемы, без способности взаимодействовать друг с другом не случилось бы то или иное открытие. Время гениев-одиночек прошло. Знания – это не просто совокупность представлений и понятий о предметах, явлениях и законах действительности. Одно лишь обладание ими не позволяет человеку решать выдающиеся задачи, достигать намеченных целей. Знания помогают ему лишь рационально организовать свою деятельность. А способность использовать междисциплинарные связи, применять различные формы организации труда, умение делать самостоятельные выводы, участвовать в обмене мнениями, проявлять доверие ко всем участникам процесса, уметь рефлексировать – вот набор предпосылок, определяющих конечный успех учителя.