Май покажет
Учебный год только начался, а школьников уже проверяют на знания. Всероссийская олимпиада школьников – не ЕГЭ, но не менее важное интеллектуальное соревнование. И именно их, победителей олимпиады, зачислят в вузы на льготных условиях. Какими именно будут льготы и какие предметы в приоритете, решает вуз.
С одной стороны, олимпиада должна заинтересовать ребят предметом, выявить их аналитические и творческие способности, а с другой – это эффективный способ поиска одаренных детей по всей стране.
– Всероссийская олимпиада школьников дает возможность талантливым детям в будущем достичь больших профессиональных успехов, – рассказала директор Республиканского центра по выявлению и развитию талантов при ДГУНХ Аймесей Дибирова. – Она проходит в несколько этапов по 24 предметам. Самый массовый – школьный этап. Только по прошедшим 10 предметам участвовали около 200 тыс. дагестанских школьников с 5 по 11 классы. Ученики 4-х классов пишут работу по русскому языку и математике.
В конце октября, по словам А. Дибировой, стартует муниципальный этап, за ним региональный и заключительный, всероссийский. Согласно положению, по итогам регионального этапа олимпиады на всероссийский может быть направлен участник, набравший наибольшее количество баллов. Победители и призеры заключительного этапа получат дипломы, дающие им право поступления (при наличии аттестата) без экзаменов в любой вуз страны по профилю олимпиады, и будут награждены специальной премией Правительства РФ.
Надо сказать, за последние десять лет только один дагестанский школьник вышел в финал: три года назад ученик Республиканского многопрофильного лицея для одарённых детей Камиль Раджабов стал призёром олимпиады по истории и без конкурса поступил на факультет международных отношений МГИМО. По мнению заместителя министра образования и науки РД Алексея Карпухина, отсутствие призеров на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников – это недоработка всех звеньев системы образования.
– В Дагестане много талантливых, способных ребят и не меньше, чем в любом другом регионе профессиональных учителей. Очевидно, что для продвижения им не хватает нашей поддержки, – отмечает он.
Еще одна не менее важная причина – слабая популяризация олимпиадного движения, в связи с чем и была создана Ассоциация победителей олимпиад, которую возглавил студент МГИМО Камиль Раджабов.
Теперь в каждой школе появится олимпиадный уголок. Классных часов, родительских собраний и встреч с членами ассоциации станет больше. На них будут мотивировать школьников на участие в олимпиадах и на непременный успех. В вузах республики создадут отделения Республиканской ассоциации победителей олимпиад.
Из-за незнания процесса прохождения олимпиады многие ребята занимают места ниже, чем заслуживают. В Республиканском центре по выявлению и развитию талантов взялись исправить ситуацию, определив одним из основных направлений деятельности подготовку детей к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.
– Кроме того, под патронажем Министерства образования и науки РД наш центр курировал организацию работы четвертой смены «Сириуса-Альтаир», в которой приняли участие более 200 школьников со всей республики. Педагоги отметили 55 самых сильных школьников. Их будут готовить к заключительному этапу, – подытожила Аймесей Дибирова.
О том, насколько основательно в республике подошли к подготовке ребят, можно будет судить по итогам заключительного этапа олимпиады, который состоится в мае будущего года.