Материнская школа воспитания
В современных условиях переосмысления содержания образования и воспитания особое значение приобретают педагогические теории и самобытный практический опыт народной педагогики по формированию личности педагога и воспитателя. Исключительная роль среди воспитателей принадлежит матери, чьё влияние более ощутимо на протяжении всей жизни становления и развития человека. Мать – педагог от природы, кто теснее кого-либо находится к ребёнку, ощущает и понимает дыхание его сердца, желания его души, согревает его своим теплом с первых дней жизни.
В народе слово «мать» является уважительным обращением ко всем женщинам старшего возраста. Именем «мать» мы нарекли Родину. А в лирической поэзии народов, в том числе и у народностей Дагестана, большой редкостью является стих или песня, посвященные отцу. О матерях же сложены не только произведения малого жанра, о них написаны многочисленные поэмы и романы.
Материнское начало – источник всякого воспитания: и нравственного, и эстетического, и физического, и трудового, и умственного. Говорить о материнском воспитании целесообразнее и потому, что духовно-нравственное становление личности в известной мере зависит именно от матери, от её функциональных, психолого-педагогических знаний, умений и навыков.
В народной педагогике мать признана началом всех начал. Народная пословица гласит: «Будет мать, найдется и отец». Это объяснение тому, что самые первые акты общения, ухода за ребёнком, кормления, пеленания, оберегания и т. д. доступны исключительно матери. Сколько бы мы ни говорили о месте отца по уходу за младенцем, факт остается фактом, редки ещё отцы, которые могли бы для младенца заменить мать. Известно и другое: процесс воспитания длится годами и десятилетиями. На протяжении всей жизни человек воспитывается, а порою и перевоспитывается. Последнее также зависит от того, каково начальное материнское воспитание.
Итак, чем же воспитывает мать, в чём потенциал её воспитательной силы?
Думы о нраве будущего младенца, желаемых в нём черт появляются у женщины – будущей матери – ещё задолго до рождения ребенка. Ребёнок ещё в плоти матери, а она мыслит, как его наречь, представляет себе идеал ребёнка – будущего сына или дочери. Мать перебирает в памяти известные ей имена благородных, воспитанных людей, учится методам кормления, пеленания, одевания, купания младенца, выбирает из педагогической сокровищницы родного народа различные колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки.
После рождения ребёнка от теоретических размышлений мать переходит к практическим действиям. Воспитание ребёнка в начальной стадии, его здоровье и благополучие в полной мере зависят от умения матери чутко ощущать его, правильно носить его на руках, подбирать позы кормления, заговаривать, правильно пеленать, укладывать в колыбель, купать и т. д. Действующим средством духовно-эстетического воздействия на ребёнка является здесь нежность материнского голоса, её ласка, доброта и щедрость материнской мимики, улыбки, жестов, движений, цвет и опрятность материнской одежды и т. д.
Однако материалы исследований показывают, что современные молодые матери в большинстве своём не знают и не проявляют достаточного интереса к средствам воспитания традиционной материнской школы, слабо ориентируются в первоначальных желаниях и стремлениях ребёнка, используют недостаточно эффективные приёмы и методы воздействия на ребёнка. Причиной тому оказывается тот факт, что в старших классах наших школ, в средних и высших учебных заведениях не практикуются ещё занятия для обучения девушек – будущих матерей – эффективным приёмам и методам ухода за детьми и их воспитания. Так, например, анкетирование старшеклассниц школ показало, что 90 % из них не знают традиционно эффективных народных словесных средств, методов и приёмов воздействия на ребёнка, не знают колыбельных песен. А между тем учёные, психологи и педагоги отмечают, что волшебная сила материнской песни пробуждает в душе ребёнка добрые и возвышенные чувства, оказывает удивительное, прекрасное воздействие на сердца детей. Большим подспорьем в восполнении такого пробела могли бы стать специальные занятия и уроки по подготовке девушек в будущем стать матерью. Благо для этого в 10–11 классах школ Республики Дагестан ещё в 1992 году в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» был введён специальный курс «Подготовка юношей и девушек к жизни», зачастую незаслуженно игнорируемый ныне во многих школах республики.
Наиболее эффективным и результативным средством воспитания детей начального возраста считается в народе колыбельная песня. Дагестанская народная пословица гласит: «Ребёнка ещё в колыбели, телёнка ещё на привязи воспитывай».
Анализ устного педагогического творчества народов Дагестана показывает, что колыбельные песни сложены матерями с учётом пола и желаемых в будущем профессий ребёнка. В них, наряду с глубокой материнской любовью к младенцу, выражено желание горянок видеть детей сильными, покладистыми, умственно и нравственно зрелыми, благородными. Сами их названия: «Колыбельная (даргинская), «Мальчику», «Дингир-Дангачу» (аварская), «Лайла» (лезгинская), «Лурлур-бай» (лакская), «Биякай» (кумыкская), «Колыбельная» (ногайская), «Урчум-туртум» (табасаранская) – также говорят о педагогической целенаправленности и глубине сокровенных материнских размышлений.
По мере взросления ребенка мать прибегает к более эффективным средствам воспитания. Для активизации сознания и положительного стимулирования поведения ребёнка народная педагогика предлагает пестушки и потешки. Самые разнообразные методы и приемы их применения: пестовать ребенка на руках, сопровождать пестушку и потешку легким покачиванием, произносить слова мягким ласковым голосом, порою и мотивом.
Хочется акцентировать внимание молодых матерей ещё на одном средстве материнской школы воспитания. Это прибаутки. Наиболее действенным и педагогически результативным видом прибауток являются материнские поучения, призванные формировать в детях бесконечное чувство уважения к старшим, близким, женщинам, мудрым аксакалам. Именно матери издревле поучали детей с младенчества правильному и доброму обращению к людям. «Дядей назови, тетей назови, сестрой назови, братом назови» – являются действенными материнскими поучениями, формирующими знания, умения и навыки общения и добрые межличностные отношения. Эти поучения, усвоенные в раннем детстве, раз и навсегда становятся нерушимой нравственной основой человеческого уважения, почитания, милосердия к окружающим людям. В отличие от прямых значений, применяемых с учётом родственности, слова «сестра, брат, дядя, тётя, отец» в поучениях приобретают непосредственный педагогический смысл.
Мы назвали лишь некоторые средства, веками закрепившиеся за школой материнского воспитания. Традиционная народная материнская школа развития и воспитания ребёнка богата содержательными играми, сказками, легендами, песнями, пословицами, поговорками, загадками и т. д. Всё это трудно изложить в рамках одной статьи. Эффективность применения всех средств, форм и методов воспитания зависит от материнской смекалки: умения акцентировать внимание ребёнка на главном, раскрыть необходимость и важность ключевых слов, интонаций, эмоций, идей, поступков и т. д.
Мать должна с малых лет внушить ребёнку, при ком и как следует себя вести, какими словами и действиями можно выразить уважение, как вести себя в гостях, при гостях, на торжествах, в общественных местах. Мать сама должна стать наглядным примером нравственно значимых действий и привычек, ставить в пример положительные качества и поступки образцовых сверстников, соседей, близких и окружающих людей.
По мнению народа, ребёнок на третий день рождения уже должен подвергаться воспитательному воздействию. Слово «воспитание», у народов Дагестана «тербия», означает смотреть за ребёнком, постоянно держать его в поле зрения, заботиться о нём, опекать его, любоваться им, развивать его положительные склонности, подавая образцовый пример, добиваться того, чтобы он походил на воспитателя и на лучших людей общества.
Таким образом, как подсказывает народный опыт материнской школы, сущность материнского воспитания состоит в уходе за детьми в целях обеспечения нормального физического развития, в постоянной заботе о здоровье растущего ребёнка, в приучении его к труду, в целенаправленном наставлении детей для обогащения их ума сведениями о природе и жизни, о хорошем и плохом, красивом и безобразном, добре и зле, в наставлении и контроле с целью выработать направления ума, убеждения, мировоззрения и характера. Неслучайно в целенаправленной реализации народных требований к воспитанию большая роль принадлежит женщине-матери. Именно материнская школа является веками апробированной кузницей и добро несущим вестником лучших заветов и приобретений старины, нравственных сокровищ человеческого общежития. Мать является силой, сдерживающей, предостерегающей и оберегающей нас в раннем детстве от ложных исканий.
Наряду с признанием решающей роли женщины-матери в воспитании подрастающего поколения следует признать её выдающуюся роль в определении национальной цели воспитания. Национальное – это то, из чего складывается общенациональное, общечеловеческое. Отсюда и важность ссылки при раннем воспитании детей на веками сложившиеся прогрессивные народные традиции, опыт и средства народного воспитания. Сочетание их с современными методами научной педагогики безусловно обогатит арсенал эффективных средств материнской школы воспитания.