МГИМО? Легко!
Не то что в стране, но и во всем мире Дагестан признан кузницей лучших в мире борцов и бойцов смешанных боевых искусств. Привозим мы, правда, не в таком большом количестве, золотые медали и в других видах спорта, а в области образования успехи наши пока скромные.
Со стороны может даже показаться, что дагестанская молодежь все дни напролет проводит в спортивном зале, а учеба у нее стоит на втором месте, но это далеко не так. По словам экспертов, у нас есть талантливые ребята и девчата, но нет системы их выявления и развития. За последние двадцать лет только несколько дагестанских школьников смогли стать призерами Всероссийской олимпиады школьников, которая является индикатором уровня образования в регионах. Одним из них в 2015 году стал ученик Республиканского многопрофильного лицея для одарённых детей Камиль Раджабов (на снимке), который, к слову, сейчас учится на третьем курсе одного из самых престижных вузов страны – МГИМО на факультете международных отношений. О том, каков был путь к успеху, Камиль рассказал нашему корреспонденту.
– Некоторые сравнивают Всероссийскую олимпиаду школьников с профессиональным спортом. Насколько, по-вашему, это мнение верно?
– Абсолютно правильное утверждение. Если продолжать аналогию, то школьный курс – это массовый спорт, но, чтобы стать профессионалом, надо менять не только программу обучения, но и свою жизнь. Некоторые спортсмены меняют вид спорта, прежде чем найдут свое. Так же было и у меня. В четвертом классе я принял участие в олимпиаде по математике и, можно сказать, провалился. Через некоторое время сменил старую школу на Республиканский многопрофильный лицей, где в седьмом классе выбрал физико-математическое направление, но позже понял, что это точно не мое. В 8-м стал усиленно готовиться по обществознанию, но и по этой дисциплине не достиг значимых успехов в олимпиаде. С 9 класса я перешел на историю и в 11-м стал призером олимпиады.
– Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников имеют право быть зачисленными без конкурса в любой профильный вуз. В твоем случае им стал МГИМО. Это очень хороший жизненный старт и мотивация. Что посоветуешь школьникам, которые сейчас готовятся или просто задумываются об участии в олимпиаде?
– Первое – это практика. С 2013 года я принял участие во множестве вузовских олимпиад, не считая школьной. Я выбирал олимпиады Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Это был путь проб и ошибок, который дал мне бесценный опыт. Объяснить суть олимпиады сложно. Это не просто определенный багаж знаний, но и умение с ними работать. Много заданий требуют хорошей эрудированности. Например, первое задание финальной части олимпиады было эссе, но по сути оно является отдельной дисциплиной, и надо пройти этот этап, чтобы полностью понять, как к нему готовиться.
Вторая составляющая успеха – это куратор и система подготовки. Мне повезло, наставником была учитель истории в Республиканском многопрофильном лицее для одарённых детей, к. и. н. Мария Юрьевна Данилюк. Кроме того, с 9 класса при подготовке к олимпиаде я перешел на вузовские учебники. Пришлось также существенно сократить общение со сверстниками во дворе, пожертвовать другими интересами. Даже в транспорте я не переставал готовиться к олимпиаде и читал электронную книгу. В период усиленной подготовки, выражаясь спортивной терминологией, накануне старта сидел за учебниками по 10 часов в день. Приходилось даже брать свободное посещение в школе, но результат того стоил.
И последнее – не надо бояться. Для победы в олимпиаде не нужно какого-то особенного таланта. Необходимы большое желание и трудолюбие. У нас в республике хороший профессорско-преподавательский состав, перспективные школьники, и, если наладить систему отбора и подготовки, уверен результат не заставит долго себя ждать.
– С 2015 года прошло немало времени. Условия, в которых вы готовились, и существующие сейчас различаются?
– Конечно, причем существенно, и изменились они в положительную сторону. В прошлом году на базе Дагестанского государственного университета народного хозяйства создан Республиканский центр по выявлению и развитию талантов обучающихся. Центр ведет нормативно-правовое, информационное, научно-методическое, программное обеспечение, аккумулирование передового опыта, психолого-педагогическое сопровождение, работу с педагогическими кадрами, а также обеспечивает условия для образования и творческого развития одаренных детей.
Кроме того, в 2017 году начала свою работу РОО «Дагестанская ассоциация победителей олимпиад». Это объединение победителей и призеров олимпиад, стобалльников ЕГЭ, лучших студентов вузов, которые помогут раскрыть школьникам свой талант в рамках проекта «Развитие олимпиадного движения».
Все это проводится при большой поддержке Министерства образования и науки Дагестана, которое как раз и стало инструментом по систематизированию подготовки к олимпиаде.