Модель грамотного специалиста
Известно, что в регионах сосредоточена большая часть работы по национальным проектам и одним из факторов, сдерживающих её выполнение, является недостаток квалифицированных кадров, особенно инженерных. Поэтому с 2021 года увеличено количество бюджетных мест в вузах регионов, в том числе и Республики Дагестан, которые нуждаются в молодых и перспективных кадрах.
Понятно, что многие выпускники региональных школ уезжают в большие города, где жизнь интереснее и образование якобы лучше. Для модернизации высшего образования в регионах идёт реализация целого комплекса мероприятий, включая профильные и другие национальные проекты. При наличии ресурсов регионам разрешено напрямую финансировать программы развития местных вузов независимо от их ведомственной подчинённости. И самое главное, 29 сентября 2022 года депутаты Народного Собрания РД утвердили Стратегию социально-экономического развития Дагестана до 2030 года и для достижения её целей через реализацию госпрограмм, национальных и федеральных проектов потребуются квалифицированные кадры, прежде всего по техническим направлениям (специальностям).
Чтобы соответствовать новым условиям регионального рынка труда, техническому университету как единственному федеральному техническому вузу в регионе необходимо внести определённую корректировку в контрольные цифры приёма. Надо отойти от практики, когда учитываются не реальные потребности рынка труда, а спрос на то или иное направление (специальность) у абитуриентов. В последнем случае из-за большой конкуренции после получения образования у выпускников возникают проблемы с трудоустройством, а потребности предприятий в специалистах других профилей остаются нерешёнными. В связи с этим следует также отметить, что с 2021 года Министерством науки и высшего образования Российской Федерации внедрена новая модель расчёта и распределения контрольных цифр приёма, учитывающая количество созданных рабочих мест и процент трудоустройства выпускников в регионе за последние 3 года по конкретному направлению (специальности).
Одним словом, вуз должен готовить кадры для текущих и будущих вызовов прежде всего экономики региона и обеспечить возможность каждому стать востребованным у себя на малой родине. Вуз должен выбираться не из принципа «где я буду учиться», а из принципа «где я буду работать». Роль региона и работодателя в этом становится ключевой. Поэтому следует практиковать вовлечение общественно-деловых объединений и представителей работодателей в управление вузом, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления.
Сейчас крупные предприятия стремятся заполучить наиболее квалифицированные кадры, поэтому сотрудничают с учебными заведениями: предоставляют места для прохождения практики, назначают стипендии, проводят конкурсы. Но проблема заключается ещё в том, что ни организации, ни учебные заведения не имеют модели грамотного специалиста, поэтому остаётся несоответствие желаемого и получаемого. Необходима разработка адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ высшего образования, обеспечивающих получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требованиям рынка труда.
Одним из ключевых моментов на современном этапе в развитии вуза является качество подготовки кадров, способных конкурировать на мировом рынке. Для обеспечения качества и востребованности образовательных услуг в вузе требуется более многомерная система менеджмента качества, включающая в себя такие аспекты, как качество: студентов, управления образованием, научно-педагогических кадров, образовательных программ, материально-технической и научно-технологической базы, информационно-образовательной среды, преподавания, научных исследований и многое другое.
Профессорско-преподавательский состав – наиболее важный ресурс и основная ценность вуза. Поэтому важным направлением деятельности является управление качеством педагогической деятельности преподавателя, обновление научно-педагогическими работниками своих профессиональных знаний и компетенций на основе актуальных достижений науки и технологий, современных профессиональных требований, перспективных задач отрасли.
Одной из главных становится обновление содержания и форм организации повышения квалификации преподавателей, которое должно быть не просто формальной процедурой, а механизмом, формирующим новые компетенции преподавателя.
Требуется новаторский подход к решению кадровых вопросов, связанный с уходом от учётно-распорядительской функции кадровой службы к управлению персоналом в части формирования и осуществления кадровой политики, соответствующей требованиям современного делового пространства. Необходимо повышать мотивацию к совершенствованию профессионально-педагогического мастерства преподавателей. Вовлечённость персонала в процесс управления – один из базовых принципов системы менеджмента качества. Повышение и развитие качества управления способствуют повышению вовлечённости сотрудников. Необходимо, чтобы персонал принимал цели вуза как свои собственные, – это и есть вовлечённость. А одна из главных задач преподавателя – мотивирование студентов к обучению и самостоятельной работе, умение органично сочетать воспитательную работу с учебным процессом.
Другими важными моментами в подготовке квалифицированных кадров, владеющих инновационными технологиями, являются техническое перевооружение и модернизация существующей материально-технической и научно-технологической базы, оптимизация научного, научно-исследовательского, экспериментально-аналитического, научно-производственного, опытно-конструкторского, творческого, инновационного процессов с учётом социальных приоритетов и потребности в профессиональных кадрах в экономике региона, участие профессорско-преподавательского состава в исследованиях и разработках по вопросам, относящимся к предмету преподавания, с привлечением к этим исследованиям обучающихся.
Требуются расширение партнерских связей с ведущими российскими и зарубежными образовательными и научными организациями, интеграция в международные образовательные и исследовательские сети, проведение совместных программ и исследований, организация работы по развитию программы академической мобильности преподавательских кадров, студентов и сотрудников. Однако сегодня из-за сложных геополитических условий в одном из важных направлений – внедрение информационных технологий – необходима максимальная замена иностранных программных продуктов на отечественные аналоги.
Известно, что главным коллегиальным органом в вузе является учёный совет, осуществляющий общее руководство и определяющий основные перспективные направления и программы его развития. Поэтому для обеспечения эффективной деятельности и развития вуза в составе учёного совета технического университета должно быть больше ведущих учёных, особенно докторов технических наук, с богатым научным потенциалом.
В заключение хочу отметить, что подготовка кадров, востребованных рынком труда, требует укрепления делового сотрудничества с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями реального сектора экономики, совершенствования организационной структуры университета и повышения эффективности управления.