Купить PDF-версию
08:25 | 19 марта, Вт
Махачкала
X
12:02 25.11.2022

Модель грамотного специалиста

Элифхан Агаханов, доктор технических наук, профессор, завкафедрой ТСиСМ ДГТУ
Выпуск - 2022 №№ 310-311
42

Известно, что в регионах сосредоточена большая часть работы по национальным проектам и одним из факторов, сдерживающих её выполнение, является недостаток квалифицированных кадров, особенно инженерных. Поэтому с 2021 года увеличено количество бюджетных мест в вузах регионов, в том числе и Республики Дагестан, которые нуждаются в молодых и перспективных кадрах.

Понятно, что многие выпускники региональных школ уезжают в большие города, где жизнь интереснее и образование якобы лучше. Для модернизации высшего образования в регионах идёт реализация целого комплекса мероприятий, включая профильные и другие национальные проекты. При наличии ресурсов регионам разрешено напрямую финансировать программы развития местных вузов независимо от их ведомственной подчинённости. И самое главное, 29 сентября 2022 года депутаты Народного Собрания РД утвердили Стратегию социально-экономического развития Дагестана до 2030 года и для достижения её целей через реализацию госпрограмм, национальных и федеральных проектов потребуются квалифицированные кадры, прежде всего по техническим направлениям (специальностям).

Чтобы соответствовать новым условиям регионального рынка труда, техническому университету как единственному федеральному техническому вузу в регионе необходимо внести определённую корректировку в контрольные цифры приёма. Надо отойти от практики, когда учитываются не реальные потребности рынка труда, а спрос на то или иное направление (специальность) у абитуриентов. В последнем случае из-за большой конкуренции после получения образования у выпускников возникают проблемы с трудоустройством, а потребности предприятий в специалистах других профилей остаются нерешёнными. В связи с этим следует также отметить, что с 2021 года Министерством науки и высшего образования Российской Федерации внедрена новая модель расчёта и распределения контрольных цифр приёма, учитывающая количество созданных рабочих мест и процент трудоустройства выпускников в регионе за последние 3 года по конкретному направлению (специальности).

Одним словом, вуз должен готовить кадры для текущих и будущих вызовов прежде всего экономики региона и обеспечить возможность каждому стать востребованным у себя на малой родине. Вуз должен выбираться не из принципа «где я буду учиться», а из принципа «где я буду работать». Роль региона и работодателя в этом становится ключевой. Поэтому следует практиковать вовлечение общественно-деловых объединений и представителей работодателей в управление вузом, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления.

Сейчас крупные предприятия стремятся заполучить наиболее квалифицированные кадры, поэтому сотрудничают с учебными заведениями: предоставляют места для прохождения практики, назначают стипендии, проводят конкурсы. Но проблема заключается ещё в том, что ни организации, ни учебные заведения не имеют модели грамотного специалиста, поэтому остаётся несоответствие желаемого и получаемого. Необходима разработка адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ высшего образования, обеспечивающих получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требованиям рынка труда.

Одним из ключевых моментов на современном этапе в развитии вуза является качество подготовки кадров, способных конкурировать на мировом рынке. Для обеспечения качества и востребованности образовательных услуг в вузе требуется более многомерная система менеджмента качества, включающая в себя такие аспекты, как качество: студентов, управления образованием, научно-педагогических кадров, образовательных программ, материально-технической и научно-технологической базы, информационно-образовательной среды, преподавания, научных исследований и многое другое.

Профессорско-преподавательский состав – наиболее важный ресурс и основная ценность вуза. Поэтому важным направлением деятельности является управление качеством педагогической деятельности преподавателя, обновление научно-педагогическими работниками своих профессиональных знаний и компетенций на основе актуальных достижений науки и технологий, современных профессиональных требований, перспективных задач отрасли.

Одной из главных становится обновление содержания и форм организации повышения квалификации преподавателей, которое должно быть не просто формальной процедурой, а механизмом, формирующим новые компетенции преподавателя.

Требуется новаторский подход к решению кадровых вопросов, связанный с уходом от учётно-распорядительской функции кадровой службы к управлению персоналом в части формирования и осуществления кадровой политики, соответствующей требованиям современного делового пространства. Необходимо повышать мотивацию к совершенствованию профессионально-педагогического мастерства преподавателей. Вовлечённость персонала в процесс управления – один из базовых принципов системы менеджмента качества. Повышение и развитие качества управления способствуют повышению вовлечённости сотрудников. Необходимо, чтобы персонал принимал цели вуза как свои собственные, – это и есть вовлечённость. А одна из главных задач преподавателя – мотивирование студентов к обучению и самостоятельной работе, умение органично сочетать воспитательную работу с учебным процессом.

Другими важными моментами в подготовке квалифицированных кадров, владеющих инновационными технологиями, являются техническое перево­оружение и модернизация существующей материально-технической и научно-технологической базы, оптимизация научного, научно-исследовательского, экспериментально-аналитического, научно-производственного, опытно-конструкторского, творческого, инновационного процессов с учётом социальных приоритетов и потребности в профессиональных кадрах в экономике региона, участие профессорско-преподавательского состава в исследованиях и разработках по вопросам, относящимся к предмету преподавания, с привлечением к этим исследованиям обучающихся.

Требуются расширение партнерских связей с ведущими российскими и зарубежными образовательными и научными организациями, интеграция в международные образовательные и исследовательские сети, проведение совместных программ и исследований, организация работы по развитию программы академической мобильности преподавательских кадров, студентов и сотрудников. Однако сегодня из-за сложных геополитических условий в одном из важных направлений – внедрение информационных технологий – необходима максимальная замена иностранных программных продуктов на отечественные аналоги.

Известно, что главным коллегиальным органом в вузе является учёный совет, осуществляющий общее руководство и определяющий основные перспективные направления и программы его развития. Поэтому для обеспечения эффективной деятельности и развития вуза в составе учёного совета технического университета должно быть больше ведущих учёных, особенно докторов технических наук, с богатым научным потенциалом.

В заключение хочу отметить, что подготовка кадров, востребованных рынком труда, требует укрепления делового сотрудничества с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями реального сектора экономики, совершенствования организационной структуры университета и повышения эффективности управления.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

42
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

84
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

10
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

31
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

24
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

7
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

16
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

12
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...