Мотивация – любовь к детям
В современном российском обществе, увы, нередко можно услышать: пусть воспитывает детский сад (школа, институт). Эту идею, работавшую при Советской власти с ее системой - октябрята, пионеры и комсомол, где дети учились дружить, уважать и почитать старших – в нынешнее время с его рыночными отношениями можно считать утопической.
Недавно в одной социальной сети прочитала информацию, что современные учителя вынуждены вместе с детьми воспитывать и родителей. Я понимаю, что у каждого из нас есть история о «выгоревшем» учителе, об этом писал еще Гёте: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».
Полагаю, многие согласятся, что «выгорают» и родители, они чувствуют эмоциональное опустошение, хроническую усталость, агрессию и безысходность.
Очевидно, что труд педагога — это работа между молотом и наковальней. Возможно ли, не «выгорая», сеять разумное, доброе, вечное при стаже работы в 30 лет?
Этим вопросом я задалась не случайно. В канун нового учебного года мы перевели дочь в школу №29 г. Махачкалы. Записали ее в 3 класс к Клавдии Витальевне Гороховской – компетентному, высокопрофессиональному педагогу, зажигающему в каждом ребенке огонек любви к знаниям и стремление к открытиям. Она, не жалея личного времени, трудится с детьми.
При взгляде на Клавдию Витальевну вспоминаются строки из автобиографического рассказа Валентина Распутина «Уроки французского»:
«… Не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей…».
Знание, что наш педагог опытный, трудолюбивый, моих волнений за дочь не убавило. Я переживала, как ребёнок адаптируется, как ее примут одноклассники, подружится ли она с ними, найдёт ли учитель контакт с ребёнком.
«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас,
заслуживает это имя»
Дочурка ходила в школу, возвращалась улыбчивая, говорливая, хотя были нюансы с учёбой, над которыми мы трудились: скорость чтения, почерк и оформление тетради, отсчитывания клеточек, в прежней школе было иначе, и мы переучивались.
Отклик в душе
Дочери учеба давалась легко, однако возникали сложности с оформлением задач. Однажды, придя из школы, Мариям рассказала, что на перемене к ней подошли две одноклассницы и выразили готовность помочь ей.
Доброе желание этих девочек, как мне кажется, вызвало в душе моей дочери доверие. Чему бы ни учили детей, если в классе это не пропагандируется педагогом, ребёнок, находясь среди сверстников, не проявил бы себя. И этот благородный порыв девочек тепло отозвался в моей душе, и я благодарна им и их родителям.
Храни Господь, Хабиба!
Умение передавать свой опыт детям, только вступающим в самостоятельную жизнь, – талант. Для формирования интереса к изучению предмета и развитию навыков самооценки учителю нужно быть профессионалом своего дела.
Не секрет, общеобразовательные учреждения сталкиваются с проблемой снижения учебной мотивации учащихся. Об этом думают и родители, и учителя.
Клавдия Витальевна нашла интересный выход. Как-то раз Мариям сказала, что в их классе мальчики соревнуются, кто лучше напишет орфографический диктант.
— Кто же их так завел на грамматику? – удивилась я.
— Клавдия Витальевна процитировала слова из интервью Хабиба Нурмагомедова, что орфографический диктант писал на «4» и «5, а на «3» пишут слабаки! С тех пор мальчики стараются писать без ошибок.
«Вот тебе и мотивация!» – подумала я.
Мужчина – это джентльмен
Когда речь заходит о джентльменах, перед глазами встает образ стильного, благородного мужчины из прошлого, которому нет места в современном обществе. Однако это заблуждение. Есть джентльмены и среди дагестанских мужчин, и их воспитывают с малых лет. Им присущи бережное отношение к среде, приобщение к посильному труду, чувство любви к чистоте.
Я очень благодарна родителям и педагогу за то, что наши дочери видят пример формирования благородного и воспитанного мужчины в своем классе. После уроков класс первыми покидают девочки, а мальчики поднимают стулья и проверяют, все ли в порядке. Казалось бы, мелочь, но это формирование характера, ответственности за всё и будущего отношения к женщине.
Редкое слово – покаяние
— Я учу их просить прощение сразу! — на этой фразе учительницы я вошла в класс на первое в этом году родительское собрание. — Не надо ждать завтра, покайся сейчас, чтобы другой человек не обиделся! И вы их учите признавать ошибки!
Действительно, задумалась я, часто ли мы извиняемся, признаем ли свои ошибки? Зачастую люди ссорятся из-за пустяка, перерастающего в большой ком обид. И если бы кому-то из ссорившихся хватило мудрости сказать: прости… Возможно, дело в том, что нас не учили признавать свою неправоту.
Как-то я заметила лежавшую на столе учительницы маленькую книгу — «Новый завет». Возвращаясь к риторическому вопросу, что я задавала в самом начале, возможно, в этом весь секрет «невыгорания», понимание, что есть большее, нечто сокрытое от глаз, но рождающее в каждом веру, надежду и любовь в Творца и ощущение, что в твоей обычной жизни Творец верит, надеется и любит тебя. И этот факел безусловной Божественной любви каждый из нас несёт по жизни со своим пониманием.
Как сказал Плутарх: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!».
Клавдия Витальевна Гороховская умеет это делать. И пусть каждый малыш встретит на жизненном пути свою Клавдию Витальевну!