Купить PDF-версию
07:55 | 05 ноября, Вт
Махачкала
X
05:32 18.06.2008

Муниципальная реформа на поселенческом уровне

Местное самоуправление является сегодня тем единственным инструментом власти, который способен решить вопросы жизнедеятельности каждого жителя.

Совет муниципальных образований Республики Дагестан на очередном заседании Правления Совета 29 мая обсудил вопрос о ходе реализации закона о местном самоуправлении в сельских поселениях: «сельсовет «Магарамкентский» Магарамкентского района и «сельсовет «Урадинский» Шамильского района. С докладами выступили главы поселений «сельсовет «Магарамкентский» X. Махмудов, «сельсовет «Урадинский» А. Гаджиев и исполнительный секретарь Совета Г. Балатов. В обсуждении вопроса приняли участие: глава администрации Магарамкентского района А. Гаджиев, глава Шамильского района М. Магомедзагидов, начальник Управления территориального развития и местного самоуправления Президента РД А. Исрапилов, глава муниципального образования «Левашинский район» Н. Гапизов и другие.

С обстоятельным анализом хода реализации закона в республике на заседании выступил председатель Совета муниципальных образований РД С. Амиров.

С учетом злободневности вопроса и необходимости анализа хода реализации закона о местном самоуправлении на первичном муниципальном уровне считал бы целесообразным остановиться на деятельности сельского поселения «сельсовет «Магарамкентский» Магарамкентского района Республики Дагестан «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» — №6 от 13 января 2005 года наделен статусом сельское поселение «сельсовет «Магарамкентский» Магарамкентского района в составе сел.Магарамкент и Тагиркент с административным центром в селе Магарамкент.

На территории поселения имеется 1918 хозяйств с населением более 7250 человек. Магарамкент является административным центром района.

С 1 января 2006 г. сельское поселение осуществляет местное самоуправление в соответствии с положениями № 131-ФЗ. К компетенции сельской власти законом отнесены 34 вопроса местного значения, непосредственно обеспечивающие жизнедеятельность человека.

Структуру органов местного самоуправления поселения составляет сельское Собрание депутатов, глава поселения, администрация, ревизионная комиссия поселения.

Глава муниципального образования возглавляет администрацию и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов.

Главой сельского поселения с марта 2003 года работает Махмудов Х.Г., избранный на муниципальных выборах в 2003 и в 2007 годах. Заместителем главы является Яралиев М.Г.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления определены Уставом сельского поселения, принятого на сессии сельского Собрания депутатов 30 августа 2006 г. Зарегистрирован 21 сентября 2006 г. С соблюдением установленного порядка внесены изменения. 7 ноября 2007 г. зарегистрированы изменения, внесенные в Устав.

Правовые акты представительного органа и главы сельского поселения соответствуют законодательству. Случаи отмены муниципальных правовых актов или приостановления их действия не выявлены.

В сельском поселении сформирована территориальная избирательная комиссия.

Представительный орган — сельское Собрание депутатов состоит из 15 депутатов, избранных в марте 2007 г. сроком на 4 года. В соответствии с планом в установленные сроки созываются сессии. 

Взаимодействия сельского поселения и муниципального района построены на взаимодействии, оказании организационной, правовой помощи со стороны муниципального района.
Анализ работы муниципального образования «сельсовет «Магарамкентский» показывает, что 17 полномочий поселение решает самостоятельно, в том числе: формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, установление, изменение местных налогов; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом и др.

Совместно с районными службами сельское поселение решает такие вопросы, как: организация электро-, газо- и водоснабжения населения; дорожная деятельность в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности; гражданская оборона; предупреждение чрезвычайных ситуаций; работа с детьми и молодежью.

В 2007 г. между поселением, муниципальным районом и Министерством финансов РД было заключено соглашение о взаимодействии по формированию, исполнению и контролю за исполнением местного бюджета.

В 2008 г. заключено соглашение с муниципальным районом о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования «сельсовет «Магарамкентский».

Сельское поселение решением Собрания депутатов муниципального образования «Магарамкентский район» от 8 ноября 2007 г. № 27 «О бюджете муниципального образования. «Магарамкентский район» на 2008 г. наделено полномочиями на комплектование книжного фонда библиотеки. Этим же решением другие сельские поселения района наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния и полномочиями на осуществление первичного воинского учета. Поскольку селение Магарамкент является районным центром, названные полномочия на территории сельского поселения осуществляют органы ЗАГСа и военный комиссариат.

Районное руководство, а также районные службы, расположенные в селе, сотрудничают с сельским поселением в решении вопросов местной жизни. Районная администрация недавно передала главе сельского поселения новую легковую машину. В селе Магарамкент асфальтировано 4 км. сельских улиц, заменено уличное освещение на ул. Ленина. На участке «Регъел» пробурена одна скважина и проведена водопроводная линия и ВЛ-04 кВа. На участке «Къелем багъ» заменен трансформатор и проведена газопроводная линия. Произведена очистка водопроводной канавы, проходящей через село Магарамкент, гравированы улицы вновь образованных микрорайонов. Проводятся работы по газификации и водоснабжению населения.

На территории поселения развивается малое предпринимательство. Им охвачено 320 человек.

Территория сельского поселения составляет 852 га., в том числе приусадебные земли, — 224 га., пашни — 23 га., сельхозугодия — 362 га., пастбища- 361 га.

В аграрном секторе действуют 556 крестьянско-фермерских хозяйств. На 1 января 2008 г. в них имеются: 3204 голов крупного рогатого скота и 5,5 тыс. голов овец и коз. В истекшем году в среднем с одного гектара получено 120 т. овощей, 40 т. плодов, 150 т. картофеля.

На территории поселения функционирует развитая сеть учреждений здравоохранения, культуры, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений. Достаточное внимание уделяется развитию физкультуры и спорта: функционирует современный типовой стадион на 3 тыс. мест, в спорткомплексе работают 9 секций.  

К муниципальной собственности сельского поселения относятся -здание администрации, здания библиотеки, сельского Дома культуры в селении Тагиркент, водопровод, автотранспорт — ГАЗ -53, Шевроле-Нива, мебель и оргтехника в кабинетах сотрудников администрации.

Доходы муниципального образования на 2008 г. утверждены в сумме 3670,4 тыс. руб.,
в том числе: тыс. руб.

налог на доходы физических лиц (10 %) — 3337,7

налог на имущество физических лиц (100 %) — 166,0

земельный налог (100 %) — 63,4

единый сельхозналог (30 %) — 64,5

неналоговые доходы и прочие — 38,8

Объем расходов поселения за счет передачи субвенций из федерального фонда компенсаций на комплектование книжного фонда библиотеки — 14,9

Объем дотаций — 1979,2

Расходы муниципального образования на 2008 г. (тыс. руб.) — 6481,7

в том числе:

функционирование местного самоуправления — 1453,0

ЖКХ — 2345,0

физкультура и спорт — 50,1

молодежная политика — 21,5

учреждения культуры — 2611,9

Исполнение доходной части бюджета сельского поселения в 2007 г. за счет собственных доходов составляет (тыс. руб.):

                План     Выпол.

НДФЛ             2344   3680,1

земельный налог         121,7  269,6

налог на имущество

физических лиц           84,8    54,7

единый сельхозналог     64,5    9,2

прочие доходы            38,8   24,6

Итого                      2654,5   4038,2(152%)

В соответствии с законом местное самоуправление обеспечивает прямое непосредственное участие граждан в общественной жизни, в управлении своей территорией. При администрации поселения образованы и работают Общественный Совет, Совет ветеранов. Для обсуждения изменений, поправок в Устав муниципального образования проводятся публичные слушания. В администрации поселения проводится личный прием граждан главой поселения и его заместителем, рассматриваются обращения граждан.

Вместе с тем следует отметить слабое вовлечение населения в осуществление местного самоуправления. Отсутствуют формы самоорганизации населения по месту жительства. Для обсуждения вопросов местного значения проводятся собрания граждан. В практику работы поселения не вошли такие формы работы, как опрос граждан, конференции граждан, местный референдум.

Анализ хода реализации Федерального закона № 131 и республиканского закона о местном самоуправлении в сельском поселении «сельсовет Магарамкентский» показывает, что отсутствует четкое правовое разграничение полномочий сельских поселений и муниципальных районов в следующих сферах: обеспечение малоимущих граждан и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями, транспортное обслуживание населения, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, создание и деятельность аварийно-спасательных служб и формирований, обеспечение безопасности людей на водных объектах.

Сельское поселение фактически эти полномочия не выполняет. Государство установило полномочия, не подкрепивших необходимыми финансовыми ресурсами,  что является сегодня наиболее острой и болезненной проблемой реформы местного самоуправления.

Сложным является также реализация таких полномочий, как утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирования земель, изъятие, выкуп земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд и осуществление земельного контроля за пользованием земель поселения.

Глава и сельское Собрание депутатов поселения не принимают достаточных мер для пополнения доходной части бюджета поселения за счет собственных средств. Поступления в 2007 г. по налогу на имущество физических лиц составили 54,7 %, единому сельхозналогу — лишь 9,2 %, прочие доходы — 24,6 %, не введены и не используются средства самообложения. 

Медленно решаются вопросы передачи имущества в муниципальную собственность, разграничения имущества между муниципальным районом и поселениями.

Незавершенность процесса разграничения государственной собственности на землю в республике не позволяет органам местного самоуправления эффективно использовать земельные участки. При обсуждении работы сельского поселения было обращено внимание на использование природных возможностей на территории поселения для развития садоводства и овощеводства.

Отчетность налоговых органов не предусматривает сведения о начислении, поступлении налогов и сборов в разрезе поселений, что не позволяет при прогнозировании налогового потенциала муниципальных образований учесть резервы по увеличению налогооблагаемой базы и обеспечению поступлений платежей в местные бюджеты в полном объеме.
Отсутствие в органах статистики данных об основных показателях социально-экономического развития территорий поселений не дает возможности проанализировать влияние макроэкономических показателей на объемы доходов местных бюджетов и учесть их при прогнозировании налогового потенциала.

Сельское поселение «сельсовет «Магарамкентский» является одним из учредителей Совета муниципальных образований РД, принимает участие в межмуниципальном сотрудничестве. Глава поселения, его заместитель — опытные руководители с высшим образованием, прошли курсы переподготовки, имеют правовую подготовку и необходимые знания по закону о местном самоуправлении.

Глава поселения, депутатский корпус, муниципальный актив муниципального образования «сельсовет «Магарамкентский» при активной помощи муниципального района настроены на дальнейшее улучшение работы для эффективного и качественного решения вопросов местной жизни на территории поселения.

Рекомендации для улучшения работы сельского поселения:

широко привлекать население к непосредственному осуществлению местного самоуправления; организовать ТОС в селе Тагиркент; практиковать проведение сходов, собраний,

конференций граждан по обсуждению актуальных вопросов местной жизни;

активизировать работу общественных объединений, добровольных формирований населения (советы старейшин, ветеранов войны и труда, женсовет, дружины по охране общественного порядка и т.д.);

улучшить ведение книг похозяйственного учета; устранить недостатки в рассмотрении обращений граждан;
обратить внимание на гласность в работе должностных лиц сельского поселения, его органов. Провести отчеты перед населением и сельским Собранием депутатов;

принять меры по активизации ревизионной службы сельского поселения;

освещать работу администрации и сельских депутатов в местном телевидении и районной газете;

использовать имеющиеся и незадействованные резервы для пополнения доходной части местного бюджета. Оказать содействие и всячески поддерживать малое и среднее предпринимательство, развитие сельского хозяйства.

Опыт работы сельского поселения «сельсовет «Магарамкентский» свидетельствует о том, что органы местного самоуправления сегодня являются наиболее приближенным к людям уровнем власти. Именно по их работе большинство граждан судят о власти в целом. Деятельность и состоятельность местного самоуправления напрямую влияют на социальное самочувствие и гражданскую активность населения.

Статьи из «Образование»

Требуются «синие воротнички»

13
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

87
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

6
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

55
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Негасимый свет её души

213
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

362
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

151
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...

В лучших традициях советской школы

9
С 1 сентября прошлого года в школьную программу...

Ценный предмет

211
С интересом прочитал проблемную статью «Мозаика народов и культур» профессора Загира...

Время пришло

17
В учебные планы школ республики 32 года назад был введен новый предмет «Культура и традиции...

Приоритеты и перспективы

19
Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок получал хорошие знания. А что нужно...