Мы не забудем вас
Проблемы образования всегда вызывали интерес и постоянно находятся в центре внимания общественности. Школа, во все периоды ее истории, занимала особое место и достойно представляла себя в человеческом сообществе. У каждого народа есть свои традиции, свои формы поддержки знаний.
Система российского образования во все времена (до революции, в советский период, в постсоветском периоде — кризисном перестроечном и постперестроечном) абсолютна уникальна. Традиционность базового обучения давала очень много науке. Мировая практика показывает, что многие наиболее значимых научных разработок и открытий были созданы воспитанниками российских (а позднее советских, что впрочем, одно и то же) школ. Что мы можем сделать для того, чтобы сохранить эту уникальность, развить ее до совершенства в плане вклада в общечеловеческую культуру?
Одним из решений этой проблемы является привлечение в школьное образование молодежи с высоким потенциальным статусом. И здесь одна проблема порождает другую: как создать стимул и поднять котируемость труда педагога? Какими должны быть стимулы — только материальными или иными? Как создать комфортные условия для молодых учителей, способных объединяться в серьезный педагогический коллектив, для которых урок — это творческий, интеллектуальный поиск, это — любовь к своим воспитанникам, это — умение каждый день приводить своих питомцев на «свидание» со знаниями.
К.Краус.
Возможно, мои размышления несколько пафосны, возможно наивны и оторваны от реалий сегодняшнего дня, но я вспоминаю «свою школу» и разные чувства бродят в моей душе. Горжусь тем, что я выпускница 1-й и единственной в истории Дагестана женской гимназии (до революции) — средней школы №2. Это — боль утраты моей школы, так как она уже не существует и никогда больше мы, ее питомцы, не сможем обойти эти просторные родные учебные комнаты, поистине дворцовый зал, никогда нас в фойе уже не встретит монументальный портрет Уллубия Буйнакского. Вместо детского смеха, суматошных школьных перемен эти древние стены становились свидетелями людских проблем, жалоб на зачастую необъективные счета, которые предъявлялись махачкалинцам в оплате коммунальных услуг. И название этому обновлению было ГЕРЦ. Разумеется, ничего общего с саном иудейского священнослужителя это не имеет. Это учреждение не боролось за очищение душ, напротив, оно очищало наши карманы. Насколько оно было необходимо нам, махачкалинцам, не мне судить, и проблема не в этом, а в том, в каком направлении нам дальше развиваться? Что для нас важно: духовность, социальное благополучие или экономическое процветание. Хорошо бы, чтобы все эти слагаемые составляли одно целое, но не хочется, чтобы экономические приоритеты затмили все остальные, так как это верный путь к потери человеческих ценностей. Этому учит школа, это прививали нам наши педагоги, учителя средней школы №2.
В душе каждого из нас уголок памяти о 1-й учительнице, научившей нас читать, писать, считать, открывая нам удивительный «мир знаний». Она сродни матери, дарующей жизнь. И нет ничего опаснее, чем учитель, не любящий свою профессию и этим отвращающий детские души, тонко чувствующие фальшь и непрофессионализм. Наш путь всегда сопровождают учителя, которым мы благодарны за уроки жизни. Кого-то мы помним, кого-то намеренно предаем забвению, но имя 1-й учительницы помнят все.
Все, что я могу, многое, что достигнуто, — благодаря ей, моей 1-й учительнице — Валентине Макаровне Абдуллаевой. На память приходит первая встреча. Нас, первоклашек, собрали на школьном дворе, выстроили в колонны по классам и подошла молодая, красивая, с гладко зачесанным узлом туго закрученных кос наша учительница. Помню, даже в чем она была одета, — это был костюм «в клеточку». Он ей очень шел, придавал изящность. Нашему детскому самолюбию льстило, что наша учительница самая молодая из всех учителей первоклашек. Она учила нас не только азам знаний, она привила нам умение мыслить, иметь свои суждения, а главное — мы ощущали ее любовь к своей профессии, по-детски, наивно, все же ощущали. Помню ее каллиграфический почерк. А как она огорчалась нашим неудачам и искренне радовалась успехам?! Разумеется, в благодарной памяти и образ директора школы Тамары Тимуровны Алибековой. С теплотой вспоминаю учителей: Нину Федоровну Шафкову- моего классного руководителя, Александру Сергеевну Сухобай и Екатерину Никифировну Чумаченко, обожаемых мною «математичек», Веру Валентиновну Вереникину (погибшую трагически, вечная ей память!), когда-то ребенком угнанную в Германию, сумевшую при этом не только овладеть немецким языком, но и привить нам любовь к Deutschland, и совсем молодую выпускницу университета, но уже тогда заявившую о себе своей мобильностью и знанием (всеми любимого нами предмета) химии (наша школа была с т.н. «химическим уклоном») Александру Павловну Хорошевскую. В этом коллективе была спаянность, творческое начало, ощущалась традиция образовательной системы, имевшая давние корни, заложенные еще гимназией.
Мы должны хоть попытаться сохранить все лучшее, что у нас было, и вписать это в новое время, в новые экономические отношения. Я согласна, учителя во все времена не самые высокооплачиваемые категории, хотя в советский период, мне кажется, им жилось лучше, во всяком случае, были какие-то социальные гарантии (экономических не было никогда, и об этом я могу судить по собственному опыту), профессия педагога была почитаемой и все же не в этом суть. Хочется верить, что были и есть другие критерии, механизмы, которые увлекали молодежь в образование.
Имея историю классического школьного образования, необходимо в полной степени использовать имеющиеся возможности для кадрового педагогического совершенства. К сожалению, сегодня эти возможности находятся в зоне риска, и мы должны это признать.
Посвящая эти строки своей школе, я как ее выпускница 1972 года обращаюсь к выпускникам 2008 года с пожеланиями, к тем, кто решил посвятить себя этой благородной и сложной профессии. Нет ничего прекраснее, чем благодарная память учеников и нет ничего опаснее, чем исковерканные учителем детские души, не любящим свою профессию, не «сеющим вечное, доброе….»