На передовой всегда канонада,
Технологии дистанционного обучения далеко не новость для нашей страны. Однако насколько дагестанские школы оказались готовы к режиму самоизоляции и необходимости удаленно довести школьников до конца учебного 2020 года, предстоит еще детально проанализировать и оценить.
Первые же впечатления, да, впрочем, как и последующие личные наблюдения за этим онлайн-действом, мягко говоря, оптимизма не внушают. Пользуясь случаем, оценю его на тройку с минусом, и вот почему.
Судя по откликам родителей в группах в социальных сетях, в частности в ватцапе, где в конечном итоге и проходит обучение учащихся одной из центральных махачкалинских школ, выводы куда более нелицеприятные. Дело в том, что так называемое дистанционное обучение сведено в настоящем к примитивной практике – высылке учителями заданий в ватцап и последующей их дистанционной оценке.
Комментарии родителей выразительные и эмоциональные. В общем, учителя делают вид, что обучают, ученики – что учатся, тогда как родители озабочены таким положением дел всерьез.
Дети практически не получают онлайн-лекций по новым темам, тогда как объемы образовательных программ никто не удосужился как-то скорректировать и адаптировать для новых условий режима удаленного обучения.
В итоге загруженность учеников высокая, а вот о том, насколько ребенок способен освоить материал в столь неполноценном учебном режиме, похоже, никто всерьез и не задумывается.
Предлагаемые в качестве интерактивных площадок для организации учебного процесса школы – такие, к примеру, как Яндекс. Школа и прочие – по своим техническим возможностям вполне эту проблему способны нивелировать. Однако если даже в одной из центральных гимназий столицы использование подобного интернет-ресурса ведётся крайне усечённо (ученики лишь решают тесты по темам, которые должны быть предварительно тщательно изучены), то остается лишь догадываться, как процесс онлайн-обучения проходит в отдаленных сельских школах республики.
Повезло еще, что вынужденная пауза в обычном ритме обучения пришлась на последнюю четверть учебного года. Это обстоятельство не поломало вдребезги процесс обучения школьников 1-8 классов, тогда как выпускные классы определённо от такого онлайна пострадали. Впереди ЕГЭ. И что теперь делать? Чрезвычайная ситуация? Выходит, и все огрехи она спишет?
Судя по раздражённым репликам учителей в аудиофайлах, можно представить атмосферу на уроках, обычно скрытую за стенами классов наших школ. На передовой всегда канонада.
Учитель в нынешней российской школе воспитывать не обязан, это долг родителей, но и проявлять грубость и бестактность непрофессионально. Категоричность, требовательность учителей похвальна, однако к каше, раздаваемой ими огромным черпаком, следовало бы добавить и соли немного, и масла, и подливы с мясом. Хотите ешьте — хотите нет! Выбор небольшой. Несварение у детей от такой кухни, однако.
Да, эпидемия коронавируса пришла неожиданно, и школы объективно не готовы к столь радикальному изменению формата обучения, но ситуация самоизоляции обнажила в том числе формализм и низкую результативность предпринимаемых ранее мероприятий по информатизации наших школ. К слову, так и не был внедрен повсеместно общероссийский проект электронного дневника. А ведь это был тест на онлайн-образование.
В настоящем (по крайней мере, как декларируют) доступ к Интернету есть практически во всех школах республики. Но что с того, если немалая часть педагогического состава все еще не владеет элементарными навыками работы с компьютером? О каких интерактивных обучающих интернет-ресурсах можно говорить? Многие из них и в ватцапе еще не все «кнопки» изучили, а тут вам онлайн-лекции и презентации подавай. Почему-то не готовы оказались мы к этому.