Купить PDF-версию
15:14 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
09:36 16.10.2019

На уроке без учебника? Двойка!

Начало учебного года в дагестанских школах традиционно начинается с конфликта интересов «учитель – ученик». А причина – в учебниках. До появления у руля дагестанской власти Владимира Васильева их вообще не давали (хотя по всей стране их выдают в школьных библиотеках бесплатно), родители вынуждены были покупать их на рынках и в книжных магазинах. Теперь учебниками стали обеспечивать в школах, но с большим дефицитом, особенно на родных языках, да и других книг по основным дисциплинам часто не хватает. Ведь школьные библиотеки за прежние годы катастрофически обнищали, все предназначенные для пополнения фонда учебники загадочным образом ежегодно «уплывали» куда-то. И возмущение родителей никак не влияло на этот процесс.

Теперь ситуация с пополнением школьных библиотек учебниками заметно изменилась в пользу учащихся, но часть родителей по-прежнему высказывает недовольство. Всем известно, что учебно-методическое обеспечение образовательного процесса – важнейшее условие реализации ФГОС. А как это условие выполняется, попробуем разобраться в цифрах. Так, в 2018 году только 58% учащихся были бесплатно обеспечены учебниками. Для достижения максимального удовлетворения нужд в этом деле профильным ведомством за счет средств федерального и республиканского бюджетов было закуплено 2 млн 240 тыс. экземпляров, в том числе 156 тысяч учебных пособий на национальных языках на общую сумму 828 млн рублей. Впервые за много лет разработаны и изданы 36 наименований учебных пособий по 6 родным языкам для начальных классов, которые уже направлены в школы, а коррекционные учреждения обеспечены специализированными учебниками. И, как заявила вице-премьер Правительства РД — министр образования и науки РД Уммупазиль Омарова, работа в этом направлении будет продолжена.

Только остается неясность: сколько и чего нужно всего? И сколько ещё не хватает?

В новом учебном году в Махачкалу поступила партия учебных пособий по русскому языку, физике, алгебре, биологии, химии, истории России и иностранным языкам. Основные поставщики – издательства «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Бином». Всего на текущий момент поступило порядка 16 тысяч учебников, в ближайшее время ожидается дополнительная партия. Однако родители школьников эту новость встретили с иронией: «Ищите на прилавках Дагестана по суперценам!»; «Ну и где же эти учебники? Когда-нибудь они дойдут до школ?»;  «А в курсе, что в школах Махачкалы не хватает учебников по русскому языку (6-7 классы), истории, алгебре, биологии, физике (7 класс), английскому языку?».

Прибыло – убыло

Проблема с нехваткой школьных учебников, пожалуй, сезонное заболевание. Как правило, вспышка «инфекции» происходит ежегодно в сентябре. Лечением в каждом образовательном учреждении занимаются как могут. Некоторые сельские школы нашли выход из ситуации путем обмена недостающих учебников между собой.

– Есть школы, где число учащихся уменьшилось, а книги остались: их мы передаем в те учреждения, которые нуждаются в учебниках, – поясняет начальник отдела образования и муниципальных услуг Кайтагского района Магомед Абдулжалилов. – У нас другая проблема, — попутно жалуется он, — связанная с детскими садиками. На весь муниципалитет всего 5 садов, только 18% детей охвачено дошкольным образованием. В электронной очереди стоят около 700 детей. Когда мы подавали заявку на строительство детского сада в селе Джавгат, нам сказали: «В этом селе нет ни одного ребенка в электронной очереди». А откуда взяться очереди, если садика нет?!

Проблема с нехваткой школьных учебников, пожалуй, –сезонное заболевание. Как правило, вспышка «инфекции» происходит ежегодно в сентябре. Лечением в каждом образовательном учреждении занимаются как могут

В Карабудахкентском районе школьников прибыло.

– Количество учащихся у нас увеличилось на 500 человек, но, несмотря на это, проблем с учебниками нет. Недавно поступили книги по родным языкам для начальных классов, ожидаем поступления аналогичных учебников для старшеклассников, – говорит начальник управления образования района Тажли Хизриева. – Наша единственная проблема – нехватка учебных мест, многие школы района не соответствуют образовательным стандартам. Правда, 10 СОШ участвовали в этом году в программе «150 школ», в них впервые за много лет провели ремонт. К 2025 году планируется ввести в эксплуатацию три новые школы.

А вот в Гумбетовском районе количество учеников поубавилось.

– У нас учебники в избытке, а число учащихся неуклонно снижается. В прошлом году, например, в 8-м классе училось 15 детей, а в этом году – 8. Школа рассчитана на 150 мест, учится вдвое меньше. В первый класс пошли 6 ребятишек. Еще у нас есть садик, открытый на базе школы, куда ходят 20 детишек, – рассказывает директор Арадерихской школы Гасан Алигаджиев. – В настоящее время идет ремонт по проекту «150 школ». В этом году получили школьную «ГАЗель», очень выручает.

Неравномерный контингент

Как видим, в ряде сельских школ проблема нехватки учебников не столь ощутима и вполне решаема. Правда, есть при этом ряд других нерешенных проблем.

За комментариями мы обратились в Министерство образования и науки РД. В ведомстве отмечают, что для образовательных организаций республики учебники приобретаются централизованно в соответствии с заявкой, формируемой в муниципалитетах. В течение последних лет в Дагестане наблюдается ежегодный рост числа обучающихся: общеобразовательные организации республики в 2018-2019 учебном году посещали более 405 тыс. детей. Для сравнения: в 2013 году в школах республики обучались 366,4 тыс. учеников.

В то же время характерной особенностью является тенденция к снижению количества учащихся в сельской местности на фоне роста их численности в городах. За последние годы из сел переехали более 10 тыс. детей, вследствие чего в Махачкале, Дербенте, Каспийске и Хасавюрте наблюдается резкое увеличение численности учащихся. Кроме того, прирост детей отмечается в центральных районах республики, таких как Буйнакский, Дербентский, Карабудахкентский,­ Каякентский, Кизилюртовский, Хасавюртовский и другие. Напротив, в горных районах, таких как Агульский, Дахадаевский, Гунибский, Кулинский, Лакский, Шамильский, наблюдается снижение контингента учащихся. При подаче заявки на приобретение учебников в прошлом году учитывался контингент, указанный в статистических данных о численности учащихся — 393 тыс. Заявки образовательных организаций удовлетворены на 100%. Однако число учащихся за это время увеличилось на 26,6 тыс. учеников, в связи с чем образовалась нехватка учебников.

В Минобрнауки РД также подчеркивают, что изменение контингента идет неравномерно. В некоторых образовательных организациях учебники не востребованы в текущем году в связи с уменьшением численности учащихся, и муниципальными органами управления образования для снижения остроты проблемы ведется работа по временному перераспределению учебников. В настоящий момент уже подготовлены контракты по дозакупке недостающих учебников для 1-9 классов, а также для коррекционных образовательных организаций республики, сообщили в ведомстве.

Но ведь для корректировки «убыло-прибыло» существует целое лето. За время каникул можно переоснастить фонды за счёт излишков у других, перевезти книги из села в город, но не заниматься этим тогда, когда новый учебный год уже начался. Если бы подобная работа велась, то проблема с учебниками практически свелась бы к единичным случаям. Для этого, может, специалистам Минобрнауки следует ситуацию прогнозировать, а не констатировать сентябрьское положение дел?

А то ведь наступил учебный год, и начались проблемы: нет учебника, значит, не готов к уроку, садись – двойка! Только двойка эта больше предназначена не школьнику, а тем, кто ответственен за обязательное обеспечение ученика необходимым учебно-методическим материалом.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

21
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...