С профессором, конечно, можно поспорить. Ведь в результате непродуманных реформ в образовании за последние годы мы утеряли бесценный опыт классической российской школы, так и не сумев приспособиться к новой форме тестирования, противоречащей не только российским образовательным стандартам, но и даже нашей ментальности, крепко сидящей в генах.
Да, спору нет, интегрировать в европейское образовательное поле необходимо. Только почему при этом надо отдирать от себя с кровью то, из чего состояла наша жизнь, отказываться от своей истории, выхолащивая из нее объективные факты, события, классиков литературы, которые, как выяснилось, совсем не классики, а выразители ненавистного советского режима, выбирать новых героев своего времени — предприимчивых дельцов, индивидуалистов, для которых личное превыше общественного. Складывается впечатление, что западную систему образования нам навязали для того, чтобы окончательно нивелировать не только уникальную российскую, нацеленную на подготовку всесторонне развитой личности, но и само понятие гражданина, воспитав напророченных классиком литературы Ч. Айтматовым манкуртов — последышей без исторической памяти, без родины, корней своих, без всего того, что составляет внутренний мир человека, основу государства, его национальное самосознание.
Как же сегодня сдает ЕГЭ среднестатистический выпускник дагестанской школы? Несмотря ни на какие увещевания, предупреждения, налицо грубые нарушения законодательства. Недавно на одном из центральных российских каналов прошел сюжет, снятый дагестанскими журналистами. Массовым порядком в ход шли не только дедовские способы выноса экзаменационных работ за пазухой, но и использование современных технологий: «черных меток» — флэшек, мобильных телефонов и других всевозможных подручных электронных средств.
Моя коллега, чья дочь в этом году сдавала ЕГЭ, рассказывала о почти домашней обстановке на пункте проведения ЕГЭ, «дружеском» участии наблюдателей, готовых оказать любую услугу выпускникам, о том, как постоянно нарушались сроки проведения экзамена. И, как свидетельствует «неофициальная статистика», распространяемая очевидцами, это не единичный факт, а порочная практика. Я уже не говорю о срочном выезде городских выпускников в отдаленные горные села, где и вовсе не соблюдается порядок сдачи ЕГЭ. Там даже не пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Но и в самом деле, какой там порядок в саманной школе с подпорками, готовыми рухнуть в любой момент на голову ученикам и учителю? Не спорю, есть у нас в республике и новые благоустроенные школы. Но и там проявляется необыкновенная изобретательность в сдаче ЕГЭ. А результаты поражают на редкость высокими баллами по тому же русскому языку, по сравнению с продвинутыми российскими регионами.
В недавнем интервью министр образования и науки РД М. Азизов строго предупредил о намерении применять самые жесткие санкции по отношению к нерадивым организаторам на ППЭ. Но, как видно, это не возымело действия. Как же бороться с неофициальной коммерциализацией отношений в школе, вызывающей всплеск коррупции при проведении ЕГЭ? И возможно ли в обществе, пропитанном коррупционными схемами, рассчитывать на соблюдение закона в отдельно взятой сфере. Думаю, что невозможно. Коррупционная цепочка тянется по вертикали, превращаясь в бесконечность, есть такое понятие математической величины. С тем же математическим расчетом можно спрогнозировать следующий этап: вузовская ступень, где происходят плановые коммерческие взаиморасчеты за знания. Как следствие — засоренность высшей школы студентами с липовыми знаниями, а потом и такими же липовыми выпускниками, которые и заполняют экономическое, культурное пространство, нанося не пользу, а вред республике.
На недавнем Конгрессе интеллигенции республики немало говорилось о коррупции на всех уровнях власти, в том числе и в образовании. Но праведный гнев не был подкреплен ни одним конкретным случаем, хотя в скандальной хронике происшествий то и дело проскакивает информация о взятках вузовскими педагогами, причем вполне уважаемыми в ученой среде.
Коррупция — системное заболевание, которым больно наше общество. Но сегодня борьба с этим явлением представляется скорее виртуальной, чем реальной. Мнимая патетика чиновников вызывает оскомину у рядовых граждан, давно привыкших жить в условиях двойных стандартов. По большому счету им уже все равно. Большая их часть живет непростой жизнью и обременена множеством проблем в борьбе за хлеб насущный. И чтобы дать образование своему чаду, они готовы из кожи вылезти вон, накопив необходимую сумму для потирающих руки мздоимцев.
Сколько же это еще будет продолжаться? И что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию? Вопрос риторический. Правовое государство на то и правовое, чтобы соблюдался Его Величество Закон. И как тут не вспомнить о роли институтов гражданского общества, представляющих позицию народа. Но пока они не играют серьезной роли и выполняют роль статистов, как бы обидно для них это ни звучало. О них вспоминают лишь тогда, когда заявляют об амбициях правового государства.