Наш верный друг родной язык
Проблема сохранения и развития национальных языков многоаспектна и требует взвешенного подхода, бережного отношения к культурному наследию. Ведь язык предков, дошедший до наших времен, – бесконечно дорогой клад, который тысячелетиями впитывал в себя мудрость народа, его традиции, философские взгляды на жизнь, его духовное богатство.
В очередной раз об этом говорили на заседании Комитета НС РД по образованию, науке и культуре. Круглый стол, посвященный состоянию преподавания и изучения родных языков в школах республики, вел председатель Комитета Абдухалим Мачаев.
– Сохранение и развитие языков и культур является одной из наиболее насущных социально-культурных проблем как в республике, так и в стране. Потеря языка – потеря идентичности, культуры, традиций. В целях исполнения поручения Председателя Народного Собрания группа депутатов совместно с представителями ДГУ, Минобрнауки РД, Управления образования Махачкалы посетили уроки языка в махачкалинских школах. Есть над чем работать. Остро стоит вопрос с учебниками, не хватает методических пособий. А ведь именно этот аспект является одним из важнейших в развитии языков. Государственная программа РД «Изучение языков народов Дагестана» на 2015-2017 годы направлена на реализацию этнокультурного компонента, – сказал Абдухалим Мачаев.
Отмечалась важная роль семьи в популяризации родных языков. Но, как говорят педагоги, многие родители не заинтересованы в этом. И для большинства учеников единственной средой, где можно услышать родную речь, остается школа.
Родители больше агитируют детей на изучение иностранных языков, а авторитет родных падает. О том, какое внимание языкам уделяют в школах, говорила заместитель директора ГБУ «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи» Меседу Шурпаева.
Так, по данным этого Института, в настоящее время в республике ведется преподавание и подготовка кадров на русском и девяти национальных языках: аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, табасаранском, агульском, цахурском и рутульском. Кроме того, в школах изучаются ногайский, чеченский, азербайджанский и татский языки. В республике работает около 2880 учителей родных языков и литератур, из которых 85% имеют соответствующее образование и квалификацию.
– Вместе с тем не уделяется должного внимания лексической работе со школьниками. Учителя не всегда следят за своей речью и не исправляют в речи учащихся диалектные ошибки. Нет систематичности в домашних заданиях. Учителям пора бы уже научиться работать в соответствии с новыми стандартами, – сказала М. Шурпаева.
Разбирая конкретные шаги в решении наболевшей проблемы, участники заседания отмечали, что за последние два года разработаны и изданы 6 образовательных программ по требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов по родным языкам и литературному чтению для начальных классов и 12 программ для основной школы. Ведется работа по разработке новых учебно-методических комплектов. Мониторинг обеспеченности школ учебниками, проведенный Комитетом НС РД по образованию, науке и культуре совместно с Минобрнауки РД, показал, что книгами обеспечены лишь 50% учащихся. Проблема упирается в недостаточное финансирование.
Ситуацию прокомментировал заместитель министра финансов РД Руслан Алиев. Он отметил, что в 2015 году на эти цели было предусмотрено 108 млн рублей, исходя из реальных возможностей и доходной части бюджета республики, в следующем году определено 147 млн рублей.
– В 2016 году постараемся в первоочередном порядке по мере необходимости профинансировать данную область, – подчеркнул замминистра.
По результатам круглого стола были выработаны рекомендации.