Наставничество в образовании — реальная необходимость
В Махачкалинском центре повышения квалификации 30 ноября состоялся семинар-совещание на тему «Наставничество в образовании. Дань моде или реальная необходимость?». Участников семинара-совещания приветствовал директор УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации», председатель комитета по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты г. Махачкалы, д.э.н. Магомед Абакаров.
Он отметил: для того, чтобы молодой специалист, начиная свою педагогическую карьеру в школе, легко адаптировался к новой профессиональной среде, и организуется в педколлективе система наставничества. И плечо старшего товарища, как сказали бы раньше, очень кстати на этом этапе. Опытный педагог поможет теоретически, практически ответить на многие вопросы, скоординировать деятельность молодого коллеги.
Ежегодно много молодых преподавателей приступают к работе в образовательных учреждениях. У всех возникают вопросы, ответы на которые они не найдут в изученных ими курсах академической программы, в Интернете, в учебных школьных практиках. Организационная культура учреждения и требования, учебная программа, подбор методов, форм и средств преподавания, родители, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся, дети с особыми потребностями в классе – целый комплекс разноплановых новых вопросов встанет перед молодым учителем, на которые надо отвечать. И выступившие на семинаре-совещании попытались это сделать.
Эмоциональное и вместе с тем деловое выступление директора Центра дополнительного образования детей Кировского района Махачкалы, члена общественно-консультативного Совета МЦПК Альбины Ботвиной завершилось эмоциональным танцем юных воспитанников Центра.
Отмечалось, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Среди важнейших задач наставника назывались составление специального плана работы с подшефным, куда входят вопросы ведения школьной документации, формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников, ознакомление со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения, разработка программы профессионального роста молодого учителя, подготовка к первичному повышению квалификации и будущей аттестации, ознакомление с современными тенденциями в педагогике.
В этот день состоялся, образно говоря, бенефис каспийчан. Заместитель директора школы № 3 г. Капийска Зарема Сефербекова, педагог-организатор этой же школы Залму Абулпазлуева, председатель Регионального отделения межрегиональной молодежной организации «Дом мира», отличник образования РД, заслуженный учитель РД, почетный работник общего образования РФ Ольга Мусанабиева сопроводили свои выступления видеопоказом сюжета о деятельности педагогов и их подопечных по патриотическому и интернациональному воспитанию молодежи.
Выступившие председатель Союза музыкантов РД, заслуженный деятель искусств РФ, профессор ДГПУ Хан Баширов, замдиректора Республиканского лицея-интерната «Центр одаренных детей», член Общественно-консультативного Совета МЦПК Разитта Гаджиханова, преподаватель ЦЭВ «Радуга» (г. Махачкала), участник телепрограмм Первого телеканала «Старше всех» и «Лучше всех» Асхабали Гасанов, директор Махачкалинской художественной школы Гюльнара Мамашева, художественный руководитель Детской филармонии при администрации г. Махачкалы, профессор Института культуры и искусства Даггоспедуниверситета, член Общественно-консультативного Совета МЦПК Юрий Ханжов называли наиболее типичные проблемы молодых учителей: отрыв теоретических знаний от практической работы учителя, отсутствие навыков налаживания дисциплины в классе и удержания внимания ребенка на уроке, обилие документооборота.
В ходе дискуссии поднимались такие проблемы: научно-методическое и ресурсное обеспечение образовательных организаций в ходе модернизации школ РД, повышение квалификации учителей, формы освоения образовательных программ, психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей, творческое сотрудничество педагогических работников и детей, образовательно-методический комплекс и его роль в системе общего и дополнительного образования детей, предметная подготовка студентов педвузов.
В резолюции участников семинара-совещания обращено внимание на необходимость совершенствования организации обратной связи «учитель – наставник – методист», которая может осуществляться в следующих формах: индивидуальное и групповое собеседование с педагогами, предоставление «свободного микрофона» молодым педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых в школе, анкетирование молодых педагогов.
Отмечена важность периодического проведения презентаций муниципального опыта организации наставничества с целью систематизации работы по адаптации молодых учителей, включающей как традиционные, так и инновационные формы, технологии и методы работы.
Рекомендовано управлениям образования активизировать занятия в «Школе молодого специалиста», консультации по возникающим вопросам со специалистами (администрацией школы, педагогами-психологами, юристами и т.п.). Предложено средствам массовой информации РД показывать позитивный образ современного молодого педагога как носителя творческого потенциала, владеющего знаниями и компетенциями, самостоятельно формирующего свою жизненную среду, участвующего в решении задач социальной и культурной жизни.
Участники семинара-совещания рекомендовали совету молодых педагогов РД при рескоме профсоюза образования и науки РД совместно с МЦПК провести круглый стол по проблемам профессионального становления и развития молодых учителей.