X

Настоящая награда Учителя

Амерхан Межитов
Выпуск - 2023 №№ 192-193
344

В нашем сознании и памяти некоторые Учителя (именно так, с большой буквы!) остаются навсегда, если ими «посеянные семена» дают всходы в учениках. Это и есть настоящая наг­рада для Учителя, которую не заменят никакие звания.

Недавно исполнилось 80 лет учительнице русского языка и литературы Кунбатарской средней школы Ногайского района Лизе Махмудовне Джелкашиевой (на снимке). Именно там началась педагогическая биография в 60-е годы прошлого века молодой девушки из села Адил-Халк, расположенного в Карачаево-Черкесии.

По её собственному признанию, самые плодотворные, а потому самые счастливые годы её жизни прошли в Кунбатаре. Здесь она нашла и своё личное счастье с Абдулхаликом Ширакбаевичем Индирбаевым: создали семью, вырастили троих детей.

В Кунбатаре она раскрыла своё подлинное призвание и состоялась как филолог с талантом литератора. Несмотря на то что Лиза Махмудовна продемонстрировала свои способности и в стихосложении, она не позиционировала себя поэтом. На мой ученический взгляд, как профессионал-литератор она проявила себя более ёмко. Научила нас понимать русскую классическую литературу, делясь своим пониманием и по-своему трактуя прочитанное.

Кунбатар – мой любимый аул,
Здесь прошли мои праздники, будни.
Здесь спокойно и просто живут
Дорогие мне, близкие люди.
Здесь детей колыбель – дом родной,
Здесь потомки просторов ковыльных,
Здесь душа обретает покой,
Здесь пьянит терпкий запах полыни,

– так признаётся она в своем недавнем стихотворном откровении.

Изучая творчество Льва Толстого, Л. Джелкашиева старалась показать нам широту и глубину авторского мировосприятия прежде всего через его роман-­эпопею. Пугающий и порождающий страх в юношеском сознании объем романа она сумела «перехитрить», заинтриговав нас для начала семейными историями толстовских героев. Читая «Войну и мир», мы постепенно проникались масштабностью описываемых событий, где судьба страны и судьбы семей тесно переплетены, являя собой единый мир. И по мере взросления нам становилось понятно, какой «мир» в романе Толстого противостоял войне. Мы уже сердцем понимали, что семья не может быть счастливой, если Родина несчастна.

Через чтение классической литературы она воспитывала в нас чувство патриотизма. В этом, пожалуй, был её личный стиль и особый почерк преподавания литературы.

Она открыла нам неизведанный мир Пушкина и Лермонтова, а через них сферу поэзии, полную чудес и волшебства. Благодаря Лизе Махмудовне мы познали волшебные «тридевятые царства», оказавшиеся такими близкими нам и понятными нашим предкам – ногайцам. Только через внимательное прочтение Пушкина мы понимали, что этот «сказочный мир» не выдуманный, а самый что ни есть реальный – Восток и Русь, обладавшие волшебным богатством только в сочетании друг с другом. Читая «Бахчисарайский фонтан», мы постигли, насколько тот «сказочный мир» поэта близок нам.

У меня сложилось впечатление, что из поэтических творений поэзия Пушкина ей более всего близка. Она знает наизусть почти все вольнолюбивые стихи своего любимого поэта. На уроках литературы учительница пламенно рассуждала о стихо­творной публицистике Александра Пушкина, где поэт выражает свое личное отношение к актуальным общественно-политическим проблемам. Она с восторгом декламировала его патриотические строки.

Мы, ученики Лизы Махмудовны, благодарны ей за то, что она пробудила в нас любовь к чтению серьезной литературы.

С высоты сегодняшнего своего опыта я могу судить, что Лиза Махмудовна – лингвист высокой квалификации, обладает уникальной манерой преподавания. Она одинаково хорошо знает грамматику не только русского языка, но и родного ногайского.

Для нас, учеников, грамматика как раздел языкознания представлялась чрезвычайно сложным делом для освоения. В этой области она была неподражаемо виртуозной. Преподаватель уделяла много времени изучению нами грамматического строя языка, она великолепно знает законы строения и функционирования слов в предложении.

Она могла выбрать абзац текста художественного произведения и целый урок посвятить анализу, разбирая построение предложений, восхищаясь высоким слогом.

К авторскому слогу она относится с особенным трепетом, видя в этом талант и выдающееся мастерство художника. Восхищаясь изяществом слога, она рекомендовала нам читать письма Тургенева, у которого стиль изложения завораживает богатством мысли и красотой построения.

На уроках она любила нам вслух читать Гоголя, подчеркивая, как он увлекательно в своих произведениях сочетает высокий стиль с лёгким повествованием. Потому тексты Гоголя читались так легко, как будто песня поётся.

Подобно тому, как не кончаются песни, если они душевны, так и бесконечно можно говорить о нашем Учителе. О Лизе Махмудовне можно долго и много писать. Скажу коротко: в нашем сознании и нашей благодарной памяти она навсегда останется человеком читающим и призывающим читать.

Поздравляю Лизу Махмудовну от имени её многочисленных учеников с юбилеем и желаю здравия и долгих лет жизни!

Статьи из «Год педагога и наставника»

«Учитель, в сердце моём хранимый»

17
Портреты, фотографии, рисунки… Взгляд останавливается на цитате. «Остановись, читатель! Перед тобой фотографии лучших...