Не спешите проклинать ЕГЭ
В свете последних трагических событий, связанных со сдачей ЕГЭ в республике, все громче стали звучать голоса граждан о пагубности данного тестового критерия определения знаний учащихся и о необходимости вернуться к старой советской оценочной модели.
Я сейчас не буду останавливаться на случившейся трагедии, об этом уже не раз писали средства массовой информации и социальные сети. Хочу разобраться, так ли уж плох ЕГЭ и стоит ли нам возвращаться к советской системе образования. На мой субъективный взгляд, ЕГЭ – оптимальный вариант для наших детей, к старой системе мы уже вернуться не сможем, и вот почему. Как бы ни хвалили советское образование, у него есть один существенный минус – та система была хороша только при той модели власти и жизнеустройства, в рамках же рыночной экономики она начинает давать сбои.
ЕГЭ ведь, если вспомнить, появился не сразу после развала Советского Союза, мы еще почти 20 лет работали именно по старой образовательной оценочной методике, и итоги, в частности для нашей республики, были крайне неутешительны. Из региона, экспортирующего довольно качественных специалистов в самых разных областях, мы скатились до того, что нам прямо и открыто говорят: «С дагестанским дипломом не подходите».
Мы подменили знания деньгами, за которые покупались и продавались оценки и даже готовые документы о наличии этих самых знаний. Мы все стали участниками системы, где при поступлении в вуз молодого человека не готовили целенаправленно к вступительным экзаменам, а заранее собирали определенную мзду. В результате система высшего образования стала недоступной для категории граждан, не имевших в наличии той или иной суммы.
С переходом на систему ЕГЭ всех поставили в равные условия, практически каждый выпускник любой школы страны получил возможность поступить в тот или иной вуз. А критерием оценки стали именно знания. Произошел перелом и в сознании родителей: они постепенно поняли, что куда выгоднее не собирать невообразимые суммы для подкупа, а потратить гораздо меньшие финансовые средства на репетиторов, причем деньги не будут выброшены на ветер, а останутся тем или иным пластом знаний в головах детей.
Да, безусловно, на первых этапах единого госэкзамена «болячки» старой системы комфортно прижились и в новом формате, но со временем при ужесточении условий и наведении порядка в этой сфере коррупционная составляющая потихоньку сошла на нет. Если мы и слышим, что кто-то отдал астрономические суммы за высокие баллы, то это носит скорее единичный характер и абсолютно не влияет на перспективы других абитуриентов.
В то же время, конечно, для многих детей сдача ЕГЭ – это первый большой жизненный стресс. А еще – судьбоносное событие. Главная задача и родителей, и преподавателей – подвести детей к этому первому жизненному испытанию морально готовыми. Не нужно их пугать, ставить ультиматумы. Родители и все те, кто учувствует в процессе сдачи экзамена, должны быть тонкими психологами, а не надзирателями и строгими судьями. Этим ребятам всего по 16-17 лет, они имеют право на ошибку, и в случае неудачи у них впереди есть еще целый год. За это время они смогут подтянуть свои знания. Можно поступать и в 18, и в 19, и даже в 35 лет. Ломоносов – великий русский ученый – поступил в первый класс в 19 лет, и ничего страшного не случилось. Наоборот, он стал светилом отечественной науки и образования.
В свое время мой родственник пять раз поступал в МГУ, а поступив, успешно его окончил, стал профессором. Кто будет с упорством идти к своей цели, тот всегда ее достигнет. Учитесь, но, спотыкаясь, ни в коем случае не сдавайтесь.
Редакция приглашает читателей к дискуссии: выскажите свое мнение – за или против проведения ЕГЭ в нашей стране.