— Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, лучшего педагогического опыта отдельных учителей и целых педагогических коллективов. Ведь современный учитель должен быть развитой личностью, владеть и творчески использовать новые педагогические и информационно-коммуникационные технологии, воспринимать, оценивать и реализовывать педагогические инновации.
Одним из главных направлений инновационных преобразований в практической системе образования является управление. И при ближайшем ознакомлении с образовательной деятельностью школ республики можно выделить несколько основных причин, которые объясняют недостаточную эффективность образовательного процесса: учитель фактически продолжает диктовать, чему и как учить, мало еще отдачи от реального сотрудничества учителя и ученика, а управление фактически оторвано от своего объекта и часто заканчивается перед дверями классного кабинета, где основным хозяином остается учитель, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого в конечном счете и зависит качество образования.
Это особенно актуально в условиях внедрения инновации.
При планировании управленческих воздействий мало внимания уделяется разработке критериев оценки деятельности, прогнозированию результатов. Результат организационной функции снижен за счет отсутствия анализа эффективности создаваемых служб и подразделений и неумения координировать их деятельность при постановке и решении проблем. Зачастую у руководителей образовательных учреждений отсутствует должная подготовка и опыт работы в команде. На наш взгляд, качество управления инновационными процессами зависит и от выбора методов, средств, технологий управленческой деятельности, механизма мониторинга качества условий, процессов и результатов деятельности педагогического коллектива. Исходя из опыта разработки и анализа документации инновационных образовательных учреждений республики можно выделить группу оснований, на которые опирается образовательное учреждение при разработке программ развития концепций и моделей управления: образовательное учреждение осознается не как транслятор ценностей, а как система, творящая их, управление образовательного учреждения начинает осознавать себя как система ценностно ориентированной деятельности. В целом же общие направления изменений в практике управления образовательными учреждениями должны быть построены на автономизации деятельности системы управления, попытках выстроить стратегию управления, освоении проектного и программно-целевых подходов к управлению переводом деятельности в новое качество, стремление к гласности, открытости, индивидуальности, отказу от безумного копирования чужого опыта, попытках проектирования нового стиля управления.
В противном случае неумение и нежелание руководителей образовательных учреждений прогнозировать позитивные и негативные последствия управленческих нововведений значительно снижают эффективность образовательных новаций.
– Крупным комплексным нововведением в планировании работы образовательных учреждений республики явилось внедрение разработок инновационных образовательных программ, учебных планов…
— Происходит коренная реструктуризация образования. Поэтому особое внимание необходимо уделять разработке программ и планов работ на перспективу в управленческой деятельности в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, организации и проведения единого государственного экзамена, компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса и управления, работы с одаренными детьми, современным технологиям обучения, реализуемым в практике педагогов профильных школ республики Российской Федерации.
Все это организуется и проводится под влиянием богатого и уникального опыта работы школ по программе развития инновационных процессов в системе образования Республики Дагестан и в рамках международного проекта ЮНЕСКО «Развитие национальной школы» (ныне гимназии) культуры мира № 18 г.Дербента, Гунийской гимназии Казбековского района, Нурадиловской гимназии Хасавюртовского района. Такой опыт надо приветствовать. Но выбирая, внедряя и создавая инновационные модели и механизмы управления образовательного учреждения, их руководители должны понимать, что результаты нововведений должны быть предсказуемы, измеряемы, системны, понятны. Тогда и они, и все участники этого процесса (учителя, учащиеся) будут принимать самое активное участие в разработке и реализации новых проектов и воспринимать как важный стимул собственного профессионального и личностного саморазвития, как разумное вложение их интеллектуального потенциала.
— Какие же исправления должны стать определяющими для учителей?
— С целью эффективного решения проблемы управления общеобразовательных учреждений в организации учебного процесса инновационным развитием образовательных учреждений, считаю возможным рекомендовать руководителям организовать и совершенствовать свою работу, в первую очередь, по таким направлениям нововведений в организационной структуре управления, как децентреализация, то есть создание Советов на разных уровнях управления — методического, попечительского, советов по развитию образовательного учреждения, органов ученического самоуправления и т.д. созданию новых подразделений и служб для развития функциональной службы, включающей методико-психолого-социальные организации новых должностей и функций: заместителей директоров по науке, информатизации, по опытно-экспериментальной работе, по экономике и предпринимательству; рост кооперации и специализации управленческого труда: новые полномочия руководителей кафедр, лабораторий, групп, советов, выделение кураторов лицейских и гимназических классов, выделение руководителей инновационных проектов, экспериментов.
Все это позволит поднять в образовательных учреждениях работу на качественно новый уровень и успешно внедрять инновационные методы обучения для воспитания личности нового поколения 2008 года.