Новые реалии дополнительного образования
По мнению директора Центра дополнительного образования детей Кировского района Махачкалы, члена Общественно-консультативного cовета Махачкалинского центра повышения квалификации Альбины Ботвиной, дополнительное образование в первую очередь дает возможность ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться социально, профессионально, личностно. Вот что она ответила на вопросы нашего корреспондента.
— Альбина Абдулаевна, кого сегодня можно назвать авторитетным специалистом по проблемам развития современного дополнительного образования в нашей стране?
— Среди них я бы назвала Алексея Константиновича Брудного. Приведу его слова: «Сфера дополнительного образования не должна походить на школьную. Какой бы ни была школа, почти каждый ребенок хочет вырваться за ее пределы. И каждому ребенку для полного образования, помимо школьного курса, необходимо широкое эстетическое и физическое воспитание. При обязательной свободе выбора».
Алексей Брудный был настоящим профессионалом, талантливым управленцем высокого уровня, начальником отдела дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования РФ, возглавившим процесс становления системы дополнительного образования в России, прожившим очень короткую, но яркую и насыщенную жизнь. Его убежденность и целеустремленность во многом способствовали сохранению системы дополнительного образования детей в нашей стране. В конце 80-х-начале 90-х годов, когда началось коренное реформирование образования, это было непросто. Благодаря по-настоящему государственному мышлению и гражданским качествам он сумел отстоять внешкольные учреждения, способствовал расширению их сети и дал мощный импульс развитию дополнительного образования на качественно новом уровне.
— В чем вы видите главные задачи дополнительного образования?
— В первую очередь отвлечь детей от улицы, стать домом для тех, кто «выпадает» из школы, — «странненьких», кто стал объектом насмешек сверстников и пасынком для учителей. И конечно, именно дополнительное образование должно стать местом реализации возможностей одаренных, площадкой для диагностики склонностей детей к той или иной профессиональной деятельности. Этот список можно продолжить. Но одно очевидно: это необходимость масштабных государственных инвестиций, либо создание рыночных моделей, использующих родительские деньги, либо средства спонсора. Система дополнительного образования может и должна стать основой вариативности нашего образования. Главная проблема дополнительного образования в современной России в том, что не определены его государственные функции и распределение ответственности между обществом и государством. В целом перспективу развития дополнительного образования вижу в создании четкой нормативно-управленческой системы, создающей условия для широкого развития инноваций, межведомственного взаимодействия, решения всех поставленных перед нами задач и большого желания делать свою работу с профессионализмом и любовью к детям.
— Выполняет ли система дополнительного образования социально-адаптирующие функции?
— Она наиболее приближена к запросам населения и призвана гибко реагировать на новые образовательные потребности. На мой взгляд, главной её задачей, если хотите, миссией является организация свободного времени детей, создание условий и возможностей для проявления ребенком своих творческих способностей. Зачастую к нам приходят дети, которые не успевают в школе, не востребованы в своей среде. На самом деле творческий потенциал есть у любого ребенка. Правда, не всегда запросы населения в сфере дополнительного образования и наши возможности соотносятся. Взять, к примеру, преподавание декоративно-прикладного творчества, народных ремесел. С этим у нас проблемы, так как нужны материально-техническая база, немалые финансовые затраты. Хорошо развивается национальная хореография, хореография с элементами классического танца. Но и здесь не без трудностей, – ощущается нехватка специалистов-хореографов широкого диапазона. В последнее время успешно развиваем социально-педагогическое направление, это помогает ребенку социализироваться в сегодняшней действительности.
В Федеральном законе «Об образовании…» указано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. Я больше 30 лет работаю в этой сфере и знаю не понаслышке о предмете разговора. Сегодня молодому человеку важны не только общие знания по предметам, которые он приобрел в школе, но и знания, приобретенные в сфере дополнительного образования. Тогда это будет социализированные личности с лидерскими качествами, которые обладают навыками общения с людьми, умеющие вести дискуссию. Они успешны в студенческом коллективе, в дальнейшей жизни.
— Довольны ли вы качеством подготовки самих педагогов?
— Вы затронули актуальный и насущный вопрос. Для успешной реализации поставленных задач немаловажная роль отводится кадровому составу УДО. И здесь на первый план выходит задача развития сферы социального партнерства, выступающей гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей. Здесь наряду с педагогами в нашу систему должны быть привлечены представители различных отраслевых структур — науки, спорта, культуры, это поможет создать полипрофессиональную образовательную среду, принципиально расширяющую жизненные и образовательные горизонты детей. Необходимо создание условий материально-технического плана, что является сегодня одной из слабых звеньев в нашей работе.
И еще. Есть, к примеру, российский классификатор должностей, в котором прописана должность «педагог дополнительного образования». То есть в дипломе тех, кто приходит в нашу систему, должна быть записана эта должность. С января 2019 года и оплата этих специалистов будет зависеть от этой формулировки. Дополнительному образованию нужны особые специалисты. И это не только наличие правильной формулировки в дипломе, а в первую очередь уникальность человека, личности, способность привнести с собой в работу все самое новое, передовое. В нашем коллективе работают молодые педагоги, бывшие воспитанники наших творческих объединений.
На недавнем круглом столе по проблемам дополнительного образования, состоявшемся в Махачкалинском центре повышения квалификации, поднимались тема необходимости взаимодействия государственных и частных учреждений образования, вопросы модернизации системы дополнительного образования, проблемы финансового и правового обеспечения этой сферы, необходимости её государственной поддержки. В качестве ключевой проблемы, влияющей на уровень дополнительного образования детей, отмечалась неразвитость механизма, обеспечивающего устойчивое развитие учреждений этой области. И еще. В СМИ недостаточно освещается эта тема. Нужно создавать новый имидж дополнительного образования, соответствующего его высокому ценностному статусу в современном обществе.