X
09:38 12.11.2024

Нравственная опора для общества

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2024 № 167
113

Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный форум объединённых культур, основной темой которого стала «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?».

В своем выступлении на пленарном заседании Президент РФ Владимир Путин отметил: «Форум объединённых культур – это один из содержательных ответов на сложные вызовы, которые сегодня стоят перед странами и народами. В самом его названии – признание цивилизационного многообразия мира, естественного права людей на самобытность, уважение традиционных ценностей и религий и, конечно, безусловное равенство государств в формировании мировой культурной повестки».

Выступление Президента России в очередной раз подчеркивает заботу нашего государства о том, чтобы народы страны не прерывали преемственность поколений, преемственность нравственных идеалов, чтобы не разрушалась вера в идеи добра, красоты и справедливости. А для этого следует сохранить и приумножить те достижения, которые непосредственно входят в понятие «культура» и, следовательно, составляют содержание современной цивилизации.

Подготовка подрастающего поколения к жизни, как известно, немыслима без соответствующих образовательных систем, которые в истории народного образования появлялись постепенно. Они объединяли все лучшие элементы, извлекали передовой опыт обучения и воспитания, вбирали в себя самое рациональное, самое архиважное для обеспечения достойной смены подрастающих поколений.

Совершенно ясно, что культура как предмет изучается сегодня в школе не столько для констатации и запоминания культурологических фактов, явлений, событий, но и для духовно-нравственного, правового, трудового, художественно-эстетического, героико-патриотического и физического воспитания учащихся.

Но мало знать только историю и этнографию народа, мало быть титулованным ученым. Нужно иметь четко вычерченные функциональные педагогические, психологические и культурологические знания, умения и навыки, нужно точно нацелить на формирование общественно значимой личности, для чего нужно иметь хорошую научно-методическую подготовку. Наконец, нужно бескорыстно стремиться к объединению народов через общие черты, качества и ценности национальных культур.

Напрашивается необходимость повышения статуса школы и не только как центра образования, а как единственного на сегодня в селении, районе и городе центра культурологического образования

Мы не случайно отмечаем здесь приоритетность педагогической, психологической и методической подготовки составителей программ и учебников, учителей и воспитателей в культурологическом образовании учащихся. Педагогическая культура (народная педагогика) является веками апробированной в житейской практике, ключевой составляющей во всей культуре народа, именно она и только она более всего способствовала развитию и становлению историко-культурологического наследия народов. Об этом нельзя забывать и при организации культурологического образования учащихся в современных условиях.

Отсюда следует, что в республике давно назрела необходимость объединения всех авторов под единым началом как опытных ученых педагогов для создания стабильных учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, для разработки стандартов регионального культурологического образования учащихся, студентов, а, может быть, и всей общественности.

Непосредственную роль в системе культурологического образования играют образовательные учреждения. Но анкетирование выпускников школ республики показывает, что часть из них изучали соответствующие предметы только в начальных классах, часть – в средних классах, часть – в старших. Очень мало выпускников, в соответствии со своевременным приказом Министерства образования РД изучивших предметы культуры в 4, 8, 9, 10, 11 классах, то есть на всех этапах обучения, согласно разработанным и утвержденным коллегией Минобра РД программ культурологического образования. Есть и такие выпускники дагестанских школ, которые совершенно не изучали вышеназванные предметы культурологического цикла.

В беседах с руководителями школ и учителями выявляются причины, в числе которых называют: отсутствие в школах подготовленных учителей-культурологов, необходимость более пристального внимания к профилирующим предметам в некоторых школах, лицеях, гимназиях и колледжах, нехватка учебно-методической базы по предметам культуры и др. Во всех случаях, нарушая последовательность преподавания культуры в указанных классах, школы как бы снимают с себе ответственность и не ощущают себя элементом целостной системы культурологического образования.

В этой ситуации напрашивается необходимость повышения статуса школы и не только как центра образования, а как единственного на сегодня в селении, районе и городе центра культурологического образования. Для этого в первую очередь следует начать в Дагестанском государственном педагогическом университете подготовку высококвалифицированных учителей культуры. Именно данное учебное заведение более всего располагает соответствующей базой, этнографическим парком, квалифицированными кадрами для подготовки педагогов с высшей квалификацией «Учитель культурологии».

Мы убеждены, что функционально подготовленные учителя культуры – это чрезвычайная необходимость, и они могут и должны стать духовно-нравственной опорой не только школы, но и всей сельской, районной, городской и республиканской общественности.

Высокий статус школы в обществе можно обеспечить при условии ежедневного непосредственного внимания руководителей и учителей школ к содержанию предметов культурологического цикла. Ведь именно правильное восприятие, осмысление, понимание и применение содержания данных дисциплин могут создать в школе доброжелательные межличностные, половозрастные и деловые отношения. Такой статус возможен при максимально ответственном отношении к выбору и назначению грамотного, авторитетного среди учителей и учащихся педагога-­культуролога. Такой статус возможен при тщательно продуманном художественно-эстетическом оформлении всей школы и прежде всего кабинета культуры.

Но пока из года в год в отдельных школах республики повторяются одни и те же, ставшие уже типичными проблемы: постоянно наблюдается текучесть учителей-культурологов; зачастую предметы культуры ведут совсем некомпетентные в вопросах культуры учителя; часы предметов распределяются в качестве догрузки; многие учителя из-за низкой функциональной подготовленности оказались не способны выявлять, воспринимать и передавать детям богатый воспитательный потенциал не только учебных программ, но даже и учебников культуры.

А ведь неосторожное, неаккуратное, небрежное отношение к какому-либо элементу родной культуры может привести к формированию у учащихся отрицательных качеств и эмоций, может формировать неприязненные отношения. И наоборот, максимально понимающее, внимательное, бережное и уважительное отношение к культурным ценностям того или иного народа формирует у учащихся патриотические, гражданские, интернациональные чувства и глубокое уважение друг к другу, педагогу и всему педагогическому коллективу.

Вот что по этому поводу Президент РФ В. В. Путин сказал на форуме: «Мы знаем, что залог развития культур – в постоянном взаимодействии и взаимообогащении. Знаем, какая мощная созидательная сила заложена в единстве разных культур и традиций. Это единство – исток нашей национальной идентичности, таких основополагающих ценностей нашего народа, как взаимопомощь, справедливость, милосердие, историческая память и преемственность поколений, крепкая семья, патриотизм и гражданственность».

Все это еще и еще раз указывает на необходимость повышения ответственности органов управления образованием за качество и эффективность культурологического образования учащихся, за повышение квалификации учителей-культурологов.

Система культурологического образования при достаточно полной реализации ее составных элементов есть надежная гарантия воспитания и воспитанности, обучения и обученности, а в целом всего образования и образованности подрастающих поколений. Более того, именно культурологическое образование, построенное на прогрессивном опыте народной педагогики, может стать надежным заслоном всякому экстремизму и национализму и быть стимулятором межнациональной дружбы и солидарности на благо мира и созидания.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

9
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...