Купить PDF-версию
17:28 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
13:45 24.11.2009

Обеспечение прав граждан на качественное образование

Признаваемое и гарантируемое Конституцией нашей страны право на образование регламентируется в Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором содержатся основные нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Законом чётко установлено, что на территории Российской Федерации общее образование является обязательным и бесплатным. Оно включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Реализация права на образование в Республике Дагестан осуществляется через ряд важнейших законов, нормативных документов и целевых программ федерального и регионального уровня.

В Дагестане функционируют 1 655 школ. Из них 1 070-средних, 199 — основных, 374 — начальных, 12 — коррекционных, с охватом 391 255 обучающихся. Чтобы обеспечить конституционное право на образование детям, проживающим даже в самых маленьких отдаленных селах, в республике сохранены начальные школы, где меньше 5 учащихся (Магарамкентский район — в 2-х школах — 4 учащихся, Гунибский — в 3-х школах — 17 учащихся, Гергебильский — в 4-х школах — 22 учащихся, Курахский — в 10 школах — 41 учащийся, Лакский — в 15 школах — 61 учащийся).

Чтобы дать возможность получения образования детям, проживающим с родителями в селах, где имеются только начальные школы, увеличивается число школ-интернатов.

Особое значение имеет работа по обеспечению права одаренным детям на образование, соответствующее уровню их способностей. В Послании Президента РД М.Г. Алиева Народному Собранию РД особое внимание уделено выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. Министерством образования и науки РД разработана республиканская целевая программа «Одаренные дети (2009-2011 годы)». В ней предусмотрены различные формы этой деятельности, в том числе очные, заочные, дистанционные олимпиады, смотры, конкурсы, профильные смены в оздоровительных лагерях, учебные сборы.

Чтобы расширить возможности интеллектуального развития детей, максимального удовлетворения индивидуальных способностей и склонностей школьников, в республике в 7 городах и 13 районах открыты инновационные образовательные учреждения: 37 гимназий, 17 лицеев, 3 кадетских школ-интернатов, 8 негосударственных общеобразовательных учреждений, Центр образования, 12 прогимназий. Деятельность ИУЗ осуществляется более чем по 20 направлениям.

Внедрение предпрофильного и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях способствует развитию вариативности образовательных программ, создаетусловия для получения желаемой профессии. Хороших успехов добились в этом направлении педагогические коллективы гг. Хасавюрта, Каспийска, районов Буйнакского, Магарамкентского, Кумторкалинского.

Проведена определенная работа по оптимизации сети учреждений начального профессионального образования, в результате создано три ресурсных центра на базе ПЛ № 12 г. Буйнакска, ПЛ № 3 г. Даг. Огни, а также РПЛ № 1. В них объединены возможности сильных учреждений, сохранивших и приумноживших свою учебно-материальную базу и высокий уровень образовательного процесса, а также училищ, находившихся на грани полного развала. Сокращение числа учреждений НПО не только не привело к сокращению охвата учащихся, но и дало возможность увеличить общее число обучающихся.

Трудно представить себе сегодня успешное образовательное учреждение, не имеющее возможности широко использовать в работе информационные технологии. Нами поставлена задача добиться овладения компьютерной техникой всеми педагогами и всеми выпускниками. Ясно, что этого достичь невозможно без достаточного количества компьютеров последних поколений. Сегодня на 1 компьютер в школах республики приходится 50 детей (российский показатель — 30-35 учащихся на 1 компьютер). Для решения вопроса планируется закупка в этом году компьютерного оборудования на сумму 37,5 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета, а также использование спонсорской помощи общественного фонда «Просвещение» имени заслуженного учителя РД Абдулкеримова М.А.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» 1279 общеобразовательных учреждений подключено к сети Интернет, что обеспечивает доступ педагогов и учащихся к ресурсам сети Интернет и является важнейшим элементом государственной политики в области образования.

Вместе с тем некоторые проблемы в обеспечении государственных гарантий доступности качественного образования сохраняются.

В 2008 году Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведены плановые инспекционные проверки исполнения законодательства Российской Федерации в области образования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, а также образовательными учреждениями.

Проверки, проведенные Рособрнадзором в субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что права граждан на общедоступное и бесплатное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях продолжают нарушаться.

В соответствии с вышеизложенным и в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования Министерство образования и науки РД своим письмом от 21.11.08 за № 3114/02-18 «О принятии мер по предупреждению нарушений в деятельности образовательных учреждений в части обеспечения прав граждан на общедоступное и бесплатное образование» поручило начальникам райгоруправлений образованием проверить деятельность подведомственных образовательных учреждений по обеспечению своевременного внесения изменений и дополнений в уставы, локальные акты и другие нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность муниципальных образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством.

В нарушении п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» в ряде территорий управлениями образованием не разработан порядок приема граждан в подведомственные образовательные учреждения. Как следствие, допускаются такие нарушения образовательных прав граждан, как отказ в приеме в образовательное учреждение в связи с отсутствием гражданства Российской Федерации и (или) регистрации по месту проживания родителей (законных представителей). Так, например, уставом СОШ № 14 г. IОжносухокумска был предусмотрен прием детей иностранных граждан в образовательное учреждение при наличии у них соответствующей регистрации и на платной основе.

Министерство образования и науки РД своим письмом указывало, что гарантированное Конституцией Российской Федерации получение общего образования на бесплатной основе за счет государственных бюджетных ассигнований нередко нарушается образовательными учреждениями, устанавливающими определенную фиксированную плату за каждого обучающегося под видом добровольных пожертвований родителей, «спонсорской помощи», доплаты за якобы «дополнительные» образовательные услуги.

Не уменьшается количество детей и подростков, не охваченных обучением. Эта проблема особенно остро стоит в Акушинском районе, где не обучающихся в образовательных учреждениях — 187 чел., в Левашинском — 171, в Казбековском — 56, в Карабудахкентском 143.  

К работе по реализации прав граждан на образование и сокращению числа неохваченных обучением детей школьного возраста должны быть привлечены местные администрации, комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения милиции по делам несовершеннолетних, общественность. Только в этом случае можно добиться того, чтобы каждый ребенок получил образование, соответствующее уровню его развития, его индивидуальным способностям и склонностям.

В результате такой работы в 2008-2009 учебном году в таких территориях республики, как Бежтинский участок, Гунибский, Докузпаринский, Унцукульский, Хунзахский районы не было выявлено подростков, не посещающих образовательные учреждения.

К такому результату мы должны стремиться в каждом городе и районе. Пока будет хотя бы один ребенок школьного возраста, не охваченный обучением, мы не имеем права успокаиваться.
 

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

42
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

17
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...