Образование: для всех и везде
Медалисты-двоечники, аварийные школы, очереди в детсадах… О том, как будут решаться эти и другие насущные проблемы отрасли. в ходе недавней пресс-конференции говорила вице-премьер Правительства РД – руководитель образовательного ведомства Уммупазиль Омарова.
«Золотые» двоечники
В этом году более 12,6 тысячи выпускников сдают ЕГЭ и 34 тысячи девятиклассников республики – ОГЭ. Содержательных изменений нет, минимальные пороговые баллы по всем предметам также остались без изменений. 68 пунктов проведения экзаменов оборудованы новыми технологиями печати и сканирования бланков контрольно-измерительных материалов. Это позволяет еще больше повысить прозрачность и объективность проведения итоговой аттестации.
В целом экзамены проходят без нарушений, но вот парадокс: количество выпускников снижается, а медалистов растет. С чем это связано? Этим вопросом задаются и в самом министерстве. В 2015 году из 22 тысяч выпускников золотую медаль получили 500 человек, а в прошлом году из 14 тысяч – 1760. В текущем году наблюдается еще больший рост. Однако по результатам проверочных работ из 1860 медалистов медаль заслуживают лишь 32,9%. В ведомстве намерены перепроверить результаты.
– Само по себе наличие такого числа медалистов – большой плюс. Но выходит так, что в некоторых городах каждый пятый школьник – медалист! При этом ЕГЭ некоторые наши «отличники» сдают на двойки. Важно же не потерять ребят, которые действительно заслуживают медали. Проверки выявили нарушения в части необъективного выставления четвертных и полугодовых отметок, неоднократного исправления оценок учащихся в классных журналах, расхождения данных в сводной ведомости успеваемости и четвертных отметок предметных страниц журналов. Все это фиксируется. Мы проанализируем результаты всех медалистов. Такие меры необходимы для повышения качества образования, – прокомментировала Уммупазиль Омарова.
Родные языки
Нашумевшим законопроектом о добровольном изучении родных языков в школах уточняется, что право на изучение родного языка из числа языков народов РФ реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования и с учетом потребностей самих школьников и их родителей или законных представителей. Согласно предлагаемым поправкам, при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик России мнение школьников и их родителей будет учитываться на основании письменных заявлений.
Министр образования и науки РД поделилась своим мнением по этому поводу. Она констатировала, что сегодня остро не хватает учебников по родным языкам, нет также наглядных пособий и соответствующих кабинетов. Более чем в 900 сельских школах уроки в младших классах ведутся на родных языках, но учебников по математике и окружающему миру тоже нет.
Английский к ЕГЭ не готов
С 2022 года ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным для всех школьников. В ряде регионов обязательный ЕГЭ по английскому языку введут в пробном режиме с 2020 года. Чиновники неоднократно подчеркивали: существующих объемов школьной программы достаточно для успешной аттестации по предмету. Но многое здесь зависит от того, как строится эта работа на местах. К примеру, дагестанским школам сегодня необходимо 240 учителей по английскому языку. В региональном образовательном ведомстве считают, что проблему кадров можно решить за счет дополнительного материального стимулирования. Руководители районов берут на себя обеспечение жильем. Главное условие – отработать в сельской школе минимум три года. В противном случае деньги придется вернуть.
Проект «100 школ»
Многое сделано в последние годы в системе образования, но хватает еще нерешенных вопросов. Регулярно в редакцию «Дагестанской правды» поступают письма-обращения из разных муниципалитетов с просьбой донести до власти их проблемы, которые во многом связаны с ветхими и аварийными школами.
Чем выше в горы, тем ниже уровень образования. Ничто так не беспокоит сельских жителей, как учеба их детей. Молодой сельский общественник селения Хебатли Цунтинского района Магомед-Рамазан Абдулкаримов видит выход из кризисной ситуации в привлечении инвестиций. У него на руках документ, переданный администрацией района, – доверенность на поиск инвестора для строительства Хебатлинской СОШ. Многочисленные одиночные пикеты, обивание чиновничьих кабинетов пока еще результатов не дали, но Рамазан намерен идти до конца, до образования новой школы в селе.
Хебатлинская школа – не единственная нуждающаяся в реконструкции, уверяют в администрации района. Капитальный ремонт требуется 13 зданиям, а в аварийном состоянии находятся Мококская, Хутрахская, Асахская, Сагадинская, Гениятлинская СОШ. Всего в районе 59 образовательных учреждений, в том числе 42 общеобразовательных: 19 средних, 2 основных и 21 начальная школы. Есть еще 15 дошкольных и 2 дополнительных образовательных учреждения. Состояние многих критическое.
В аналогичной ситуации находятся более двухсот республиканских школ: 133 – аварийные, 131 – в ветхом состоянии. Кроме того, в функционирующих 546 СОШ требуется проведение капитального ремонта. Все еще не решена проблема трехсменного обучения. В этой связи большие надежды возлагаются на проект «100 школ», инициированный врио Главы РД Владимиром Васильевым. Проект направлен на улучшение материального состояния общеобразовательных организаций. Отобранным объектам выделят субсидии из республиканского бюджета в размере 2 млн рублей с частичным софинансированием (не менее 5% от общих затрат) из бюджета МО. При этом 30% средств от общей стоимости должны составлять безвозмездные поступления от юридических лиц, предпринимателей и меценатов.
Создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минобрнауки, Минэкономразвития, Минстроя и Минфина Дагестана. Уже подготовлен проект постановления Правительства РД «О реализации в 2018 году на территории Республики Дагестан проектов инициатив муниципальных образований РД по приведению в нормативное состояние общеобразовательных организаций». Указанный проект регламентирует порядок предоставления субсидий и проведения конкурсного отбора инициатив муниципалитетов в 2018 году.
По словам Уммупазиль Омаровой, в скором времени планируется запустить специальный сайт «100 школ». На информационном ресурсе будут представлены сведения о сотне региональных школ, чье состояние признано ветхим или аварийным. В список войдут школы с износом не более 70%.