Образование формирует будущее государство
Мы продолжаем обсуждать Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ. Сегодня в гостях у нашей редакции Гамзат ДЖАМАЛУДИНОВ, ректор Дагестанского института развития образования (ДИРО).
– Гамзат Магомедгазиевич, поделитесь впечатлениями от Послания Президента. На чем вам хотелось бы особо заострить внимание?
– В Послании акцентировано внимание на ключевых вопросах, в центре которых человек и его проблемы. Меня заинтересовали социальная направленность документа и то, что говорится в нем об образовании.
Первое – обратить внимание на место и роль учителя и ввести в России с 2020 года программу «Земский учитель». Аналогичная программа («Сельский учитель») в нашей республике уже несколько месяцев обсуждалась в Министерстве образования и науки по поручению Главы Дагестана и Председателя Правительства. Были подготовлены проект и постановление Правительства. В этом году есть возможность программу реализовать, что поможет решить проблему кадров в системе образования.
В Дагестане, по официальным данным, не хватает более 200 учителей английского языка, есть вакансии учителей математики, информатики, географии и др. Мы в ДИРО провели такое исследование, пока есть данные по 18 районам. Так вот: около 400 учителей работают не по специальности. Это проблема, а программа «Сельский учитель» дает возможность мобилизовать молодых учителей на работу именно в сельской местности, они получат «подъемные» (один миллион рублей) и целый пакет гарантий.
Второе, на что обратил внимание Президент, — каждый ученик должен учиться в хороших условиях. По данным прошлого года, в Дагестане более 100 школ было в аварийном состоянии, более 200 — в ветхом, более 300 расположены в приспособленных зданиях. Президент дал срок 2 года, чтобы во всех школах были созданы нормальные условия.
В Дагестане ежегодно строятся десятки учебных заведений, и программа «100 школ» дала возможность в 2018 году провести капремонт в 117 из них, продолжится она и в 2019 году, более чем в 150 проведут капремонт. Если указания Путина, изложенные в Послании, будут выполнены, то через два года наши школы будут отвечать современным требованиям.
Есть вопросы и по дошкольному воспитанию и образованию, обеспеченности яслями. В Дагестане, как в самой молодой республике, эта проблема стоит очень остро. Опять же по школам: сегодня у нас 18 школ еще работают в режиме трехсменки. Это тоже актуальный вопрос.
– Президент заострил внимание на всех аспектах жизни общества, и образование – один из наиболее важных. Каким образом наша республика встраивается в эту систему? Как перекликается Послание с майскими указами Президента? Ведь в указах тоже много говорилось об образовании.
– Самое главное, о чем речь должна пойти, — это качество образования. Общее, среднее профессиональное, высшее образование и наш институт развития образования должны работать в едином режиме, дополняя друг друга и работая в сетевом взаимодействии. Это, к сожалению, у нас пока не получается. У нас еще чувствуется оторванность среднего профессионального образования от вузов. Нет должного взаимодействия и нашего ДИРО с высшими учебными заведениями. В конце прошлого года у нас был серьезный разговор с ректором ДГУ Муртазали Рабадановым о том, как организовать такое взаимодействие.
А в системе образования республики очень много проблем. У нас есть проект «Красная зона». Мы выделили из всех муниципалитетов 10 районов, где выпускники показали худшие результаты по ЕГЭ, выехали туда и провели мониторинг среди учителей этих школ. Дали им те же самые материалы ЕГЭ, которые выполняли их ученики. Когда получили данные, то в некоторых районах мы увидели удручающие показатели грамотности самих учителей. Теперь у нас есть данные по каждому предмету, по каким разделам у учителя есть проблемы по профессиональным компетенциям, по предметной компетенции. На этой основе мы составляем программы повышения квалификации, три раза в течение года выезжаем в эти районы, проводим работу на местах, акцентируя внимание на проблемах, которые выявил наш мониторинг.
Это и есть повышение качества образования. Если в 2017 году у нас было 10 таких районов, то по итогам работы учителя 8 районов показали хорошие результаты и перешли из «красной зоны» в «зеленую». Совместная наша работа с отделами управления образования этих муниципалитетов дала положительные результаты.
– Вот вы сказали: система непрерывного образования. Она включает и дошкольное?
– Безусловно.
– То есть дети идут уже подготовленными в школу, потом ученики школ уже ориентируются, кем они хотят быть в будущем. Но в профессиональной ориентации тоже не все успешно складывается, потому что многие дети до последнего класса не знают, кем станут…
– Проблема сегодня в том, что у нас с каждым годом уменьшается число детей, которые идут в 10-11-е классы. Где-то 5 лет назад около 30 тысяч выпускников сдавали ЕГЭ, а в 2018 году – только 12 тысяч, т.е. почти в 3 раза меньше. А если в 2022 году введут обязательный экзамен по иностранному языку, а у нас с его изучением проблема, это количество еще более уменьшится.
Многие мои оппоненты говорят, что ребята, закончившие 9 классов, поступают потом в средние специальные учебные заведения. Но в ссузах программа изучения даже русского языка совсем другая, чем в школе, и получается, что у нас становится меньше людей, грамотно владеющих русским языком. Вот и еще одна проблема.
А ведь профориентационная работа раньше была лучше. В советское время в каждом вузе была школа юного педагога на каждом факультете. Думаю, к этому опыту надо обязательно вернуться.
– Советская система образования сейчас принимается во многих странах Европы за основу. Но вернемся к среднему специальному образованию. Оно долго было в стагнации, и сейчас туда хлынули, как вы говорите, две трети выпускников. Готовы ли ссузы принять такой наплыв?
– В 2018 году мы в своем институте, согласовав мероприятие с Министерством образования и науки РД, провели исследование, как преподают в ссузах гуманитарные дисциплины, философию, экономику, право и др. Мы исследовали четыре учебных заведения. Когда мне принесли справку, я за голову схватился: были случаи, что занятия проводят неспециалисты, а о качестве уроков я даже не хочу говорить. Конечно, нам нужны рабочие профессии, нужно среднее специальное образование, но качество преподавания там надо поднимать.
– Если взять общее настроение, общее ощущение от Послания, сложившееся у вас как у гражданина Российской Федерации, что вы хотели бы сказать?
– Многие уже говорили, что в предыдущем Послании глава государства больше внимания уделял внешней политике. В нынешнем же – больше внутренней политике, социально-экономическому развитию Российской Федерации. Но я, честно говоря, ждал, что Президент коснется вопросов повышения заработной платы, в том числе учителей. Ее надо повысить. Это тоже один из факторов, который будет влиять на качество образования.
Очень рад, что на недавнем заседании коллегии Министерства образования и науки РД с участием Председателя Правительства Артёма Здунова как раз обсуждали вопрос повышения оклада учителей. Этот вопрос будет решаться. Хочется, чтобы учителя были социально защищены, чтобы их имидж поднялся до той высоты, которая была в советское время. Пока учительский труд не будет по достоинству оценен, у нас будут проблемы в системе образования. А раз они есть в образовании, то будут и в экономике, и в политике, и в воспитании, во всех сферах жизни общества, потому что система образования формирует будущее любого государства.