Купить PDF-версию
02:31 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
01:32 26.06.2018

Образование: идеология престижа

Кто бы спорил с тем, что образование – мощнейший ресурс, обладающий модернизационной силой технологичного века. И кому, как не молодежной по основному составу республике, продвигать проекты молодых исследователей, готовых работать в новых условиях. Этой идеей должны быть проникнуты школа, семья, все профессиональное сообщество.

Можно поспорить

Что же необходимо для этого? Уходя от привычных методологических установок, вырабатывать новые подходы к образовательным стандартам, казалось бы, и прописанных в ФГОСах, но разнящихся с практической стороной дела, специфическими особенностями того или иного региона. Да что там говорить, проблем в образовании – во! И какую ни возьми, она упирается в решение, во многом зависящее от того, насколько тот или иной глава муниципалитета, образовательный руководитель, педагог сумеет сориентироваться, выбрать нестандартные подходы к образованию. Идет ли речь о недостаточном количестве учебников для республиканских школ, очередности в детсады, не справляющихся с демографической ситуацией, или том же изучении родных языков, вокруг которых сегодня сломано немало копий. А ведь это серьезнейший вопрос в условиях, когда республики разрабатывает республиканский законопроект о языках. И от того, как законодатели распорядятся языковой программой, зависит, как в самом ближайшем будущем будут развиваться языки, сохраним ли мы их для последующих поколений или предадим забвению.

Немаловажно здесь и мнение не только образовательных чиновников, но и педагогов – практиков родных языков, многие из которых – подвижники, сохраняющие языки, прививающие к ним любовь. Так или иначе, забросив искорку любви в сердца своих питомцев, талантливый педагог пробуждает интерес не только к изучению самого языка, но и литературы, самобытного народного искусства.

Наполним сердца добротой

Круг важных для образования вопросов был рассмотрен на расширенном заседании Ассоциации педагогов республики «Создание образовательного пространства, обеспечивающего повышение качества образования путем организации системного сетевого взаимодействия образовательных и общественных организаций» с участием заместителя Председателя Правительства РД – министра образования и науки Уммупазиль Омаровой.

О чем говорили педагоги? Директор Республиканского центра образования Анжела Байрамбекова рассказала коллегам о том, как прошел первый республиканский конкурс исследовательских проектов и работ «Науки юношей питают». Уникальность проекта – в том, что в нем приняли участие как дошкольники, так и учащиеся начальных классов, средней и основной школ по всем предметным направлениям. А всего учащиеся защитили проекты по восемнадцати направлениям.

Реализовать идею создания единого образовательного пространства организаторы конкурса попытались в рамках осуществления проекта «Наполним сердца добротой», в котором представили конкурсные проекты более полутора тысяч дагестанских школьников, объединив усилия с детьми из шести стран ближнего зарубежья и 38 российских субъектов.

Речь шла не только о достижениях. Говоря о проблемах выпуска учебников для вариативных программ, часто не самого лучшего качества, что происходит на фоне дефицита учебников базисного уровня, А. Байрамбекова отметила, что содержание учебной литературы по-прежнему требует корректировки. Особое внимание следует уделять содержанию учебников истории, обществознания и литературы, дисциплин, ответственных за нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

Возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Дагестана, остается острой проблема с кадровым обеспечением образовательных учреждений, в частности для школ в сельской местности. Для этого предлагается увеличить количество часов практики для молодых педагогов, их профессиональной адаптации еще на стадии обучения, а также разработать целевую программу по поддержке сельского учителя.

Обращалось внимание и на растущее число детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в психолого-педагогической, логопедической коррекционной работе. Существующего количества образовательных учреждений для инклюзивного образования явно недостаточно. И здесь требуется поддержка Правительства, Минобра республики.

В этом году была запущена и совершенно новая форма олимпиадного движения, позволяющая отслеживать систему подготовки и результативность каждого участника на всех этапах.

100 школ, и не только

Анализируя ситуацию, сложившуюся в образовании республики, профильный министр напомнила коллегам, что ни в одном из российских регионов нет такого количества аварийных и ветхих школ, хотя многое было сделано за последние годы. Сложной остается ситуация с детскими садами, хотя в рамках частно-государственного партнерства построено болеем пятидесяти детсадов. Продолжает давать сбой электронная очередь. И на «горячую линию» поступают звонки от обеспокоенных родителей. Здесь необходимо обеспечить прозрачность, объективность.

Что усиливает сложность обеспеченности населения дошкольными учреждениями? Темпы прироста населения, миграция в города создают дополнительные трудности, возникает диспропорция. Ситуацию требуется выправлять, привлекая частных инвесторов, тех, кто готов строить детсады.

Еще на что обратила внимание У. Омарова: в республике 1461 школа, в 104 из них дети обучаются во вторую смену, три тысячи школьников – в 3-ю смену. Необходимо изу­чить ситуацию, чтобы составить «дорожную карту» и пошагово решать эту проблему.

Отдельный разговор пошел о ЕГЭ, о необходимости взаимодействия с выпускниками, сдающими ЕГЭ, родителями, организуя для них психологический «всеобуч», чтобы исключить срывы, страх перед сдачей ОГЭ, ЕГЭ с учетом происходящих новаций, того, что меняется схема проведения государственной аттестации, совершенствуются КИМы. Все это, по мнению министра, должно быть гласным, прозрачным как для родителей, так и для выпускников.

Была затронута и такая важная тема в образовательном процессе, как духовно-нравственное воспитание, что имеет принципиальное значение в условиях развития информационного общества.

Аттестация качества – парадигма профессионализма

Востребованные временем вопросы в образовании поднял в своем выступлении столичный начальник Управления образования Тагир Мансуров.

– Основной задачей образовательной системы, – отметил он, – является обновление качества образования, предполагающее комфортную психологическую атмосферу, личностно-развивающую образовательную среду, гуманный характер взаимоотношений и достаточное ресурсное обеспечение в школах республики. Особую роль в достижении высокого качества образования играет профессионализм педагогов. И введение национальной системы учительского роста позволит усовершенствовать форму аттестации учителей, которая должна точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг.

Идея, разделяемая большинством

Свое мнение о развитии образования республики высказал председатель Общественной палаты РД Абдухалим Мачаев. Он говорил о формировании идеологии престижа образования в обществе.

– Нам необходимо, чтобы эта идеология стала если не национальной идеей, то идеей, разделяемой большинством в обществе, – отметил он. – Этой идеологией должны быть проникнуты школа, семья, село, район, город. И здесь недостаточно усилий только правительственных чиновников, необходимы усилия всего общества, общественных институтов, гражданского общества. И во главе всей этой работы должен оставаться педагог.

А. Мачаев сослался на утвержденную комплексную программу повышения профессионального уровня педработников, включающую четыре подпрограммы, которые и должны создать условия для профессиональной общественной оценки профуровня педагога, распространять опыт лучших практик повышения его социального статуса, предусмотреть меры вовлечения предметных ассоциаций, профобъединений в работу по повышению престижа педагогических профессий.

От общего к частному

Свой взгляд на интеграцию и создание единого образовательного пространства высказал и.о. ректора ДИРО Гамзат Джамалудинов.

– Главная проблема в существующей системе повышения квалификации, – сказал он, – в том, что фактически не учитываются реальные потребности общеобразовательных организаций и педработников. Поэтому основная тенденция, которая решает эту проблему, – переход от массового повышения квалификации к персонифицированным курсам, позволяющим учитывать потребности отдельно взятого учителя.

Прозвучало немало и других выступлений. Жаль только, что педагогическое сообщество так и не услышало мнения педагогов-практиков по родным языкам. А ведь это, кажется, была одна из важнейших тем для обсуждения.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

48
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

13
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...