X
11:00 05.10.2017

Образование – задача на все времена

Давно известно, что кадры решают все. Но стоит только начать какое-то серьезное дело, как оказывается, что этих самых кадров, которые должны все решать, катастрофически не хватает.

Высшее образование превратилось в своего рода моду, стандартную «опцию», без которой вроде нельзя быть приличным человеком. Все сложнее сегодня найти грамотного педагога, преподавателя, который способен донести необходимые знания и умения еще со школьной скамьи. Хотя история Дагестана в недавнем прошлом показала, какую роль играют учителя, благодаря которым возможно было создание нового индустриального общества. Как раз об учителях недавно шла речь на круглом столе «Вклад русского учительства в сферу образования и науки Дагестана», который состоялся в Махачкалинском центре повышения квалификации.

В его работе участвовала Патимат Геличова, председатель общественной организации «Содружество женщин», которая занимается сбором информации о русских учителях, приехавших в Дагестан в 20-30-е годы и позже и соединивших свою судьбу с судьбой нашего горного края.

– Это долгая и тяжелая работа. Собран обширный материал – воспоминания очевидцев, учителей и учеников, публикации в газетах, архивные материалы. Мне приходилось часто выезжать в горные районы и города республики, чтобы найти и сохранить память о первых учителях Дагестана. Закончить книгу долго не получалось – не было финансирования. Очень хотела успеть к Году учителя издать хотя бы тоненькую книжку, но, к сожалению, не получилось. Материалов с каждым годом становилось все больше. На сегодня у нас 800 страниц. Мне повезло, наконец, меня услышали в Москве. Выиграла грант Президента РФ. Мой проект поддержали в Институте проблем гражданского общества. Но чтобы издать хотя бы 1000 экземпляров, средств гранта не хватает. Есть еще идеи провести ряд мероприятий по популяризации темы «Русские учителя в Дагестане», – рассказывает Патимат Геличова.

Благородное дело Геличовой действительно заслуживает внимания, ведь помимо исторической ценности нам предлагается изучить и по возможности применить опыт, который уже зарекомендовал себя и дал впечатляющие результаты. Что заставляло молодых людей отправляться в далекий горный край, в котором не было ни родни, ни знакомых, на русском языке мало кто изъяснялся. Одни приезжали на несколько лет, другие остались здесь на всю жизнь, обзаведясь семьями. Результатом их самоотверженного учительского труда стало общество, родившее целую плеяду ученых, художников, руководителей, поэтов, инженеров.

Участники круглого стола задавались вопросом: возможно ли сегодня повторить такой опыт? Отправятся ли сейчас специалисты в нашу республику, не в горы, а хотя бы в Махачкалу?

– Учитывая современные технологии, инфраструктуру, надо сказать, что учитель сегодня не в чести по ряду причин. Постоянно меняющиеся стандарты обучения, бесконечные проверки и прежде всего социальное положение влияют на принципиальную и качественную работу педагога. Раньше учитель на селе был уважаемым человеком на уровне, а то и выше главы села, – говорит Амирбек Магомедов, доктор исторических наук, научный сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН.

Трудно с этим не согласиться, учитывая и возрастающие требования времени. Надо отметить, что в советское время, да и в царской России статус учителя был закреплен на очень высоком уровне, наравне с военными. А сегодня учитель довольствуется статусом обслуги, ведь он дает «образовательные услуги», как записано в Законе об образовании. В таком положении учитель вряд ли станет творчески подходить к образовательному процессу. А ведь сейчас во многих коммерческих и государственных организациях требуются не просто специалисты, а люди, способные нестандартно мыслить. И в этом случае для работодателя наличие диплома – совсем не показатель знаний соискателя.

Освоить что-либо на уровне вузовской программы способны, по некоторым оценкам, лишь 10 процентов населения. Отсюда постоянное снижение стандарта преподавания, которое ведётся в расчёте на самого слабого ученика. В этой связи надо отметить, что качество образования и количество поступающих в вузы не только в Дагестане, но и в России в целом стабильно снижается. Об этом говорится и в аналитической записке «Высшее образование в России: логика изменений», представленной Интерфаксом, где указывается, что на протяжении последнего десятилетия наблюдается снижение общей численности выпускников школ. В 2014/15 учебном году школы окончили не более 650 тыс. человек, что почти в два раза меньше аналогичного показателя 2005 года. Так, в этом году в Минобр­науки РФ определили, что принять вузы на бюджет смогут не более 575 тысяч человек. Но надо понимать, что эти места поделят между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой, аспирантурой, ординатурой, очным и заочным отделениями. И вузы еще должны побороться за них на конкурсе, что сейчас и происходит.

Но несмотря на усложняющиеся этапы в образовании, конкуренцию вузов и школ, не хватает, наверное, самого главного – настоящего школьного учителя, который дает старт, основу будущему специалисту и человеку. Как писала в своем труде о русских учителях Патимат Геличова, «…они отдавали частицу своего сердца, щедрость души, открывали мир знаний, учили детей жить и трудиться, учили верности, прививали любовь к своему народу и Родине, предопределили их характеры, судьбу и жизнь».

Похожие

Профессия дальнего действия

23
Иногда родной язык ей даже снится. «Это образ моей родины, он осязаемый, близкий, наполненный светом. С ним ты рождаешься, с ним уходишь. И это то, что держит каждого...

По тропинке к детским сердцам

406
Сегодня в СМИ и соцсетях нередко обсуждаются случаи, когда учителя школ становятся...

«Поверить алгеброй гармонию…»

30
Особые люди… К ним тянутся, они всегда неожиданны и интересны тем, что все в них не по...

Профессия сама выбрала меня

109
Учитель литературы – это живая классика. А литература в школе наряду с математикой и русским...

Мы помним…

45
Недавно в одном из периодических изданий Дагестана была публикация о русских учителях,...

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

114
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...