Купить PDF-версию
06:33 | 15 мая, Ср
Махачкала
X
08:27 23.07.2009

Образовательный Макдоналдс

А вчера говорили мы с коллегой об уроках истории. Не той, которая предмет в школе, а Истории. Пришли к выводу, что неспособно почему-то наше общество их осмыслить. Главный невыученный урок – желание стремительных и чудодейственных сдвигов, нетерпение.

В этом лишний раз убеждают реформы в образовании. Жалко наших детей. Они как подопытные кролики. К примеру, присоединение к Болонской декларации лоббировала часть депутатов Госдумы РФ, для которых визы и источники финансирования – не проблема. Они хотят, чтобы их дети учились за границей. Кстати, а поедут ли студенты из других стран учиться в Россию? Потоки тех, кто учился у нас, из-за перемен в системе образования повернули в другие страны. Надо заметить, что многие европейские страны, подписавшие Болонскую декларацию, сохраняют уважение к своим образовательным традициям и исходят из своих конкретных условий. Среди них Германия, Голландия, Финляндия. Здесь очень развита система непрерывного образования, получения новых квалификаций. В основе экономических проектов в этих странах – идеи человеческого, социального, культурного капитала. Суть их – сделать население не просто образованным, но и уважающим свои традиции.

Что нас отличало от Запада в сфере образования? У нас была традиция фундаментального образования. В условиях рынка она ох как пригодилась бы, потому что легко допускала перепрофилирование.

Болонский процесс вызвал к жизни бесконечное число чиновных людей, «заботящихся» о качестве образования. При этом многие из них не имеют того самого образования, о качестве которого заботятся. Педагога загнали в прокрустово ложе. Работу ученого и преподавателя оценивают в баллах, применимых разве что для оценки рабочего-сдельщика. Кстати, на Западе такие методы именуют «образовательный Макдоналдс».

В российской системе образования развивается примитивный утилитаризм, включающий лишь калькулируемость и предсказуемость.

Между тем ни одно великое деяние не было продуктом только здравого смысла. Великая депрессия была преодолена проектом Франклина Рузвельта. Японское чудо возникло как проект японских социологов, призвавших использовать коллективную продуктивность населения при смене курса государства с милитаристских целей на мирные, гражданские. Китайские реформы начал осуществлять Дэн Сяопин, соединив практическое знание экономики с теориями модернизации.

Если же обратиться к новым технологическим достижениям, то увидим, что авторами многих из них стали российские математики, вынужденные уехать из-за презрительного отношения утилитаристов.

Рынок труда в России плохо приспособлен для бакалавров, в отличие от европейских рынков. Да и в головах местных администраторов они приравниваются чуть ли не к учащимся ПТУ или в лучшем случае – техникумов.

Вузы под «болонскими» лозунгами всячески облегчают себе жизнь. Многие специальности и кафедры высшего уровня будут отброшены. Зачем, например, математические методы в экономике? Это для магистров. А будут ли они? Никто не знает. И это в условиях кризиса, когда весь мир принял математические методы для анализа ситуации!

Математические методы в экономике включают в себя информатику, математику и экономику. Если таких знаний не будет у бакалавров, если университеты начнут готовить вместо научных работников кого-то типа рядовых бухгалтеров, возникнет проблема экономической безопасности для России. За этим последует снова утечка мозгов, самых креативных кадров.

Как смириться с этой линией на упрощение подготовки, снижение в ней фундаментальных дисциплин, разрыв с традициями? Это то, о чем следующие поколения вспомнят с укором.

Что мы видим сейчас? Радикализм, «макдоналдизацию» образования, понижение роли ученых в жизни общества, бурный рост чиновничества в этой сфере.

… Недавно дома зашел разговор о ЕГЭ, вообще о переменах в образовании. Сын – пятиклассник сидел задумавшись, а потом выдал: «Наверное, скоро и летние каникулы отменят…».

Не знаю, как это воспринимать, но ведь он оказался прав: где-то там, в верхах, готовят и такое решение.

Статьи из «Образование»

В Дагестане написали «Диктант Победы»

23
Вчера в Дагестане на 170 муниципальных площадках...

Народный этикет подскажет

20
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Тотальный диктант объединяет народы

22
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

10
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

16
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

8
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

67
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

50
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

100
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

13
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

41
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

31
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...