Ох уж этот ЕГЭ!
Страсти вокруг него не только не утихают, но и набирают обороты и градусы. И педагоги, и родители продолжают спорить о целесообразности ЕГЭ и о том, станет ли он заслоном недобросовестному абитуриенту при поступлении в вузы.
Как показывают два «контрольных» года, – нет. И дело тут не только в том, что процедура проведения ЕГЭ не отработана и идет в регионах с серьезными нарушениями. И учащиеся, и даже учителя не справляются с частью сложных, рассчитанных на сильных учеников, заданий или механически отвечают на тесты: «да – нет, — нет — да».
Но очевидна неготовность школ к его проведению с их слабой учебной базой и педагогами, которым самим впору садиться за школьные парты. А заслуженные педагоги вполне резонно возмущаются по этому поводу, ибо считают, что сначала нужно укрепить учебную базу профессионально подготовленными учителями, чтобы не угадывать ответы, а грамотно отвечать на конкретно поставленные вопросы и получать за это оценки.
Сегодня никто не может дать объективную оценку знаний по «ЕГЭ-системе». Более того, возникают претензии к технической схеме его проведения. Самая «строгая форма сдачи экзаменов» дает постоянные сбои. И то тут, то там на местах разыгрываются скандалы, и выявляются случаи массовых нарушений. Дагестан не исключение. И ни бодрые рапорты о том, что «контроль за получением контрольно-измерительных приборов и вскрытие пакетов с заданиями «А», «Б», «С» проводятся в строгом соответствии с условиями проведения ЕГЭ», ни даже то, что в аудиториях находятся педагоги из других школ, не спасают общей неприглядной картины.
А уж если говорить о высокогорных районах, где учащиеся сдают выпускные экзамены в сборно-щитовых, неблагоустроенных школах, то и подавно трудно себе представить, как «строгие» педагоги-земляки из соседнего аула и наблюдатели из города будут контролировать соблюдение требований ЕГЭ.
Альтернативы ЕГЭ нет, утверждают чиновники от образования и указывают на Европу, на которую ныне ориентируется российское образовательное сообщество. Но что хорошо немцу, то россиянину — смерть, утверждает пословица. И наблюдая, как в погоне за европейскими приоритетами рушится лучшая в мире российская система образования, буквально не можешь сдержать слез. Ибо это была классическая школа, которая давала фундаментальное образование на основе советских «инновационных методик» и учителей-новаторов, которые из даже среднего ученика формировали всесторонне образованную личность.
Я помню, как мы все засматривались кадрами телевизионных передач, когда в обычной среднестатистической школе дети учились на отлично. Там не было двоечников, а учащиеся все как один были задействованы в учебном процессе. Шаталин, Амонашвили, Занков и их последователи постоянно совершенствовали учебный материал и привносили в учебные образовательные планы уникальные методики, позволяющие добиваться высоких результатов.
Да, безусловно, когда сегодня говорится об интеграции в европейское образовательное пространство, все понимают его необходимость. Ведь мы – часть мирового сообщества. Но надо выстраивать гибкую модель образования, позволяющую гармонично совмещать лучшие наработки российского образования с европейскими. Ведь сегодня, когда мы буквально за шиворот тащим учителей и педагогов к ЕГЭ, во многих западных странах с успехом используют российскую модель образования. Еще раз подтверждается мысль, что система тестирования – не панацея, а по большей части механическая процедура, не всегда объективно оценивающая знания учащихся.
Уже в следующем году ЕГЭ из разряда экспериментов переходит в утвержденную федеральным законом норму для образовательных учреждений нашей страны. И при тех провальных результатах по ЕГЭ, сложившихся во многих российских регионах, возникает патовая ситуация и вопрос: Что делать с той огромной армией неаттестованных учащихся, когда система 2+1 перестанет действовать и жирная двойка по ЕГЭ станет реальностью? Они остаются невостребованными, их некуда будет девать. За постперестроечный период и среднее профессиональное образование пришло в упадок. И у нас в Дагестане оно как в сказке про Буратино – «пациент скорее жив, чем мертв». А это значит, что возрастает число молодых людей, предоставленных самим себе.
Жизнь показывает, что о повсеместном введении ЕГЭ пока рано говорить. И загоняя школы в прокрустово ложе, мы допускаем ошибку. Ведь есть еще регионы, в том числе и Дагестан, где ЕГЭ не продвинулось дальше двух предметов – русского языка и математики. Вдобавок в дагестанских вузах объявили тихий бойкот ЕГЭ, установив такой проходной балл, что многие из выпускников, получивших по русскому языку менее – 40, а по математике – 25 баллов, однозначно «пролетают».
Конечно, найдутся менее престижные вузы, которые приютят «проблемных» выпускников, не говоря уже о многочисленных филиалах, которые, по правде сказать, и сами нуждаются в жесткой аттестации, потому что их деятельность вызывает серьезные нарекания, а дипломы, которые они выдают, иначе как липовыми не назовешь.
Так что пока в битве за качество российского образования больше вопросов, чем ответов. Эксперимент не заканчивается…