Купить PDF-версию
17:57 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
07:38 15.07.2008

Ох уж этот ЕГЭ!

Страсти вокруг него не только не утихают, но и набирают обороты и градусы. И педагоги, и родители продолжают спорить о целесообразности ЕГЭ и о том, станет ли он заслоном недобросовестному абитуриенту при поступлении в вузы.

Как показывают два «контрольных» года, – нет. И дело тут не только в том, что процедура проведения ЕГЭ не отработана и идет в регионах с серьезными нарушениями. И учащиеся, и даже учителя не справляются с частью сложных, рассчитанных на сильных учеников, заданий или механически отвечают на тесты: «да – нет, — нет — да».
Но очевидна неготовность школ к его проведению с их слабой учебной базой и педагогами, которым самим впору садиться за школьные парты. А заслуженные педагоги вполне резонно возмущаются по этому поводу, ибо считают, что сначала нужно укрепить учебную базу профессионально подготовленными учителями, чтобы не угадывать ответы, а грамотно отвечать на конкретно поставленные вопросы и получать за это оценки.

Сегодня никто не может дать объективную оценку знаний по «ЕГЭ-системе». Более того, возникают претензии к технической схеме его проведения. Самая «строгая форма сдачи экзаменов» дает постоянные сбои. И то тут, то там на местах разыгрываются скандалы, и выявляются случаи массовых нарушений. Дагестан не исключение. И ни бодрые рапорты о том, что «контроль за получением контрольно-измерительных приборов и вскрытие пакетов с заданиями «А», «Б», «С» проводятся в строгом соответствии с условиями проведения ЕГЭ», ни даже то, что в аудиториях находятся педагоги из других школ, не спасают общей неприглядной картины.

А уж если говорить о высокогорных районах, где учащиеся сдают выпускные экзамены в сборно-щитовых, неблагоустроенных школах, то и подавно трудно себе представить, как «строгие» педагоги-земляки из соседнего аула и наблюдатели из города будут контролировать соблюдение требований ЕГЭ.

Да, безусловно, когда сегодня говорится об интеграции в европейское образовательное пространство, все понимают его необходимость. Ведь мы – часть мирового сообщества, но…

Альтернативы ЕГЭ нет, утверждают чиновники от образования и указывают на Европу, на которую ныне ориентируется российское образовательное сообщество. Но что хорошо немцу, то россиянину — смерть, утверждает пословица. И наблюдая, как в погоне за европейскими приоритетами рушится лучшая в мире российская система образования, буквально не можешь сдержать слез. Ибо это была классическая школа, которая давала фундаментальное образование на основе советских «инновационных методик» и учителей-новаторов, которые из даже среднего ученика формировали всесторонне образованную личность.

Я помню, как мы все засматривались кадрами телевизионных передач, когда в обычной среднестатистической школе дети учились на отлично. Там не было двоечников, а учащиеся все как один были задействованы в учебном процессе. Шаталин, Амонашвили, Занков и их последователи постоянно совершенствовали учебный материал и привносили в учебные образовательные планы уникальные методики, позволяющие добиваться высоких результатов.

Да, безусловно, когда сегодня говорится об интеграции в европейское образовательное пространство, все понимают его необходимость. Ведь мы – часть мирового сообщества. Но надо выстраивать гибкую модель образования, позволяющую гармонично совмещать лучшие наработки российского образования с европейскими. Ведь сегодня, когда мы буквально за шиворот тащим учителей и педагогов к ЕГЭ, во многих западных странах с успехом используют российскую модель образования. Еще раз подтверждается мысль, что система тестирования – не панацея, а по большей части механическая процедура, не всегда объективно оценивающая знания учащихся.

Уже в следующем году ЕГЭ из разряда экспериментов переходит в утвержденную федеральным законом норму для образовательных учреждений нашей страны. И при тех провальных результатах по ЕГЭ, сложившихся во многих российских регионах, возникает патовая ситуация и вопрос: Что делать с той огромной армией неаттестованных учащихся, когда система 2+1 перестанет действовать и жирная двойка по ЕГЭ станет реальностью? Они остаются невостребованными, их некуда будет девать. За постперестроечный период и среднее профессиональное образование пришло в упадок. И у нас в Дагестане оно как в сказке про Буратино – «пациент скорее жив, чем мертв». А это значит, что возрастает число молодых людей, предоставленных самим себе.

Жизнь показывает, что о повсеместном введении ЕГЭ пока рано говорить. И загоняя школы в прокрустово ложе, мы допускаем ошибку. Ведь есть еще регионы, в том числе и Дагестан, где ЕГЭ не продвинулось дальше двух предметов – русского языка и математики. Вдобавок в дагестанских вузах объявили тихий бойкот ЕГЭ, установив такой проходной балл, что многие из выпускников, получивших по русскому языку менее – 40, а по математике – 25 баллов, однозначно «пролетают».

Конечно, найдутся менее престижные вузы, которые приютят «проблемных» выпускников, не говоря уже о многочисленных филиалах, которые, по правде сказать, и сами нуждаются в жесткой аттестации, потому что их деятельность вызывает серьезные нарекания, а дипломы, которые они выдают, иначе как липовыми не назовешь.

Так что пока в битве за качество российского образования больше вопросов, чем ответов. Эксперимент не заканчивается…
 

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

21
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...